06.03.2012

Малый бизнес Юга выиграл от реальности

Малый бизнес Юга выиграл от реальности
Читать статью полностью

Прецедентная статистика, свидетельствующая о состоянии российского малого бизнеса, позволяет чётче увидеть проблемы его эволюции, нелепости в регулировании, а главное — неслучайные конкурентные преимущества юга России.

Прецедентная статистика, свидетельствующая о состоянии российского малого бизнеса, позволяет чётче увидеть проблемы его эволюции, нелепости в регулировании, а главное — неслучайные конкурентные преимущества юга России

В преддверии Нового года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства. Значение этого события трудно переоценить, учитывая, что известный слоган о правдивости статистики более чем справедлив для малого бизнеса.

Проблемы описания объекта

Несмотря на громкие заявления о поддержке предпринимательства, точный учёт этого сектора экономики не ведёт ни одно государственное ведомство. Более того, как отмечается по итогам наблюдения в пояснительной записке, не удалось наладить обмен информационными фондами даже между налоговыми и статистическими службами, что тоже отражает реальное положение дел по созданию электронного правительства в России и резко контрастирует с ситуацией в Евросоюзе и США, где налоговые службы обязаны предоставлять сведения для целей статистики.

В Ростовской области эффективное взаимодействие между налоговиками и статистиками по вопросам малого бизнеса организовано ещё в 2004 году, когда была создана первая база данных, позволяющая по видам деятельности находить адреса малых предприятий. Сегодня такая обновлённая база данных в открытом доступе включает около 50 тысяч малых предприятий. С её помощью можно осуществлять поиск партнёров на русском, английском, французском, немецком и китайском языках.

Цифры, которыми оперируют многочисленные программы развития и поддержки предпринимательства, общественные организации, органы власти, основаны на выборочных обследованиях. Сплошное наблюдение позволило оценить точность этих цифр (см. таблицу 1). Отклонения (не всегда в худшую сторону) составляют 20–30%, а по показателям инвестиционной активности в регионах — 60% и более.

Таблица: 1. Отклонения данных сплошного наблюдения от показателей выборочных обследований по малым предприятиям (юридические лица) за 2010 год, в % к значениям показателей выборочных обследований

РФ* ЮФО* СКФО* КК* ВО* РО* СК*
Число предприятий 3,4 3,2 -12,6 4,1 20,2 -2,6 -14,7
Численность рабочих мест 20 12,2 -0,2 6,2 36,3 9,4 -4,2
Инвестиции 34,8 -38,2 63 -62,2 76 -35,8 325,8
Оборот продукции 29,3 13,4 13,9 -0,6 72,4 9,5 17,7

Сложность в проведении сплошного наблюдения была связана с тем, что малый и средний бизнес не любит делиться с государством информацией и старается не беспокоить госорганы сообщениями об изменениях в своей деятельности. В результате в целом по Российской Федерации примерно треть юридических лиц (!) и пятая часть индивидуальных предпринимателей (ИП) (!) не были найдены по зарегистрированным адресам, а каждое пятое юридическое лицо и каждый третий ИП представили «нулевые» отчёты, что может свидетельствовать об отсутствии хозяйственной деятельности или говорить о сокрытии реальных результатов деятельности при формальном выполнении требований законодательства о представлении статистической отчётности. Поэтому даже результаты сплошного наблюдения требуют очень осторожного отношения.

Далее, само представление о предпринимательстве складывается из разных определений в разных законах и нормативных актах. Например, всегда предполагалось, что доля юридических лиц в капитале субъектов предпринимательства не должна превышать 25%. Но вскоре после обновления законодательства было сделано новое исключение для субъектов предпринимательства, работающих при вузах и НИИ. Множественность применяемых классификаций затрудняет разработку и реализацию единой государственной политики по отношению к предпринимательству, в котором уже работает каждый пятый занятый в экономике страны. Проведённое сплошное наблюдение впервые позволило идентифицировать в полном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» разделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по категориям (малые, микро, средние предприятия).

Таблица: 2. Критерии категорий субъектов предпринимательства: численность работников (человек) и выручка (млн рублей)

Предприятия Нормативные значения Фактические значения
РФ ЮФО СКФО КК ВО РО СК
численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка
Средние от 101 до 250 ? 1 000 100 287,2 105 261,5 108 248,7 107 282,3 109 220,7 99 293,7 102 225,2
Малые от 15 до 100 ? 400 31 55,4 32 45 31 43,5 30 49,2 33 40,2 32 46,9 31 42,4
Микро до 15 ? 60 3 2,9 2 1,8 2 1,4 2 1,8 3 1,8 2 1,9 2 1,5

Тот факт, что средние фактические значения численности и выручки для всех субъектов предпринимательства в 10–20 раз отличаются от верхних границ соответствующих категорий, показывает излишний оптимизм законодателей и их ориентацию исключительно на лучшую практику, которая известна только им. Но тогда надо выстраивать политику по распространению этой лучшей практики на все субъекты малого и среднего предпринимательства, обеспечивая эволюцию стартапов в малые и средние предприятия.

Размер не подкреплён статусом

Результаты сплошного наблюдения показывают, что разделение по категориям наиболее активной части населения — предпринимателей — является примером «избыточного» законотворчества.

Во-первых, за все эти годы так и не было принято нормативных актов, в которых для юридических лиц использовались бы новые введённые категории для налоговых и финансовых льгот, снижения бюрократических барьеров. Средние, малые и микропредприятия испытывают одинаковые трудности и преодолевают одни и те же барьеры. Во-вторых, введённые градации и критерии не ускорили переход малых предприятий в средние. Большинство из них (80%) так и остаются на стадии микропредприятий, и только те, кто действительно стал малым и средним бизнесом (оставшиеся 20% предприятий — юридических лиц), производят почти 80% продукции и обеспечивают занятость более 80% работников в этом секторе экономики.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то практически все они (почти 98%) концентрируются в группе микропредприятий. Реально в стране существуют микропредприятия индивидуальных предпринимателей с минимальным количеством работников и оборотом продукции и «малые/средние» предприятия. Для первых надо использовать систему патентов без какой-либо дополнительной отчётности (это подтверждают результаты Ставропольского края, где патенты используются в качестве эксперимента), для вторых — единую систему немногочисленных льгот и преференций, позволяющую стимулировать дальнейший рост наиболее успешных малых и средних предприятий (компаний-«газелей»)

Эволюция малого бизнеса

Результаты сплошного наблюдения показали, что более 90% субъектов малого предпринимательства составляют микропредприятия. Шанс перейти на следующий уровень и стать «малым» есть только у одного из десяти микропредприятий. Аналогично «средним» становится только одно из десяти малых предприятий. На юге России изначально выше доля деятельных микропредприятий (94–96% в общей численности субъектов малого предпринимательства), но их шансы стать «малыми» на Юге ниже — примерно 1 к 14–15 в субъектах ЮФО и 1 к 20–25 в субъектах СКФО. А процент переходящих из «малых» в «средние» — такой же, как и по России в целом (1 к 10). То есть те, кто на юге России прорвался в «малые», становятся жизнеспособными уже и по российским стандартам.

Таблица: 3. Показатели развития отдельных категорий предприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации

  Всего в т.ч. по предприятиям
Средние Малые Микро
Юридические лица, в % к итогу
Количество предприятий 100 2 18 80
Выручка от реализации 100 27,8 50,5 21,7
Число занятых 100 18,9 52,8 28,3
Индивидуальные предприниматели, в % к итогу
Количество предприятий 100 0,1 2,1 97,8
Выручка от реализации 100 7,2 35,2 57,6
Число занятых 100 1,1 21,3 77,6

Эволюция микропредприятий до уровня малых требует значительных усилий по техническому оснащению бизнеса (стоимость фондов растёт в 10 раз), найму персонала (рост в 11 раз) и росту реализации (в 20 раз). Следующий этап — переход в категорию среднего предприятия — требует увеличения фондов в 6 раз, численности работников в 3 раза и роста реализации — в 5–6 раз. Таким образом, рывок из микромира в малое предпринимательство требует существенно больше первоначальных усилий, фондов и работников, но даёт и более высокую отдачу. Вот где источник экономического роста! Переход в категорию средних предприятий не требует стольких усилий, осуществляется на базе модернизации производства и, несмотря на высокий уровень затрат на оборудование, даёт существенный (в 2 раза!) рост производительности труда.

На юге России первый прорыв (из микропредприятий в малые предприятия) демонстрирует более высокий рост результатов — в 25–30 раз, но требует для этого немного больших усилий — увеличения численности в 13 раз, а основных фондов — в 15–17 раз. При следующем переходе (из малых в средние предприятия) у южан, как и в среднем по России, масштабы реализации увеличиваются в 5–6 раз, а затраты труда в 3 раза, но стоимость основных фондов увеличивается в 7–9 раз.

Особенности эволюции предпринимательства на Юге связаны с генетически заложенным преимуществом: для старта микробизнесу на юге России требуется вдвое меньше основных средств (445 тысяч рублей против 782 тысяч рублей в среднем по России) и в 1,5 раза меньше работников (2 работника вместо 3). Это двукратное превосходство на старте нивелирует дальнейший кратный рост затрат на последующих стадиях эволюции предпринимательства.

Кроме того, в результате естественного отбора бизнес на Юге является более деятельным. В целом по России бизнесом заняты 52 из 100 зарегистрированных микропредприятий, в Южном федеральном округе — 63 из 100, в Северо-Кавказском — 50 на 50. В то же время в Ростовской области реальную деятельность осуществляют 76, а в Ставропольском крае 73 из 100 зарегистрированных микропредприятий. Потери среди малых предприятий уже не столь значительны: только 8–9 из 100 зарегистрированных предприятий не заняты никакой деятельностью.

Малый бизнес — конкурентное преимущество Юга

Если доля региона по какому—либо показателю оказывается выше его доли в численности населения, то такой сектор, фактор или процесс относят к региональной специализации. Сравнение с другими показателями доли региона позволяет выявить качественные преимущества такой специализации.

Результаты сплошного наблюдения подтверждают, что малое и среднее предпринимательство является сектором специализации юга России. На душу населения здесь приходится больше, чем по России, индивидуальных предпринимателей, замещаемых ими рабочих мест и производимой продукции. Конечно, это ещё не агробизнес, где Юг производит более 20% всей сельхозпродукции России, но это больше, чем промышленность (около 7%) или валовой региональный продукт (8%). Количество индивидуальных предпринимателей на душу населения южан в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.

Таблица: 4. Удельный вес отдельных категорий субъектов предпринимательства в показателях их деятельности

РФ ЮФО СКФО КК ВО РО СК
Число действующих предприятий средние 0,8 0,6 0,4 0,5 0,6 0,6 0,5
малые 8,4 5,7 3,6 5,1 6,7 6,4 4,5
микро 90,7 93,7 96 94,4 92,7 93 95
Число замещённых рабочих мест средние 13,9 13 12,2 14 12,9 12,5 13,9
малые 43,9 39 29,7 36,5 42 41,1 34,3
микро 42,1 48 58,1 49,6 45,2 46,4 51,9
Выручка от реализации средние 24,7 26,3 25,4 27 23,8 28,1 28,7
малые 48,3 44,6 38,7 43,6 46,8 45 42,6
микро 27 29,1 35,8 29,3 29,4 27 28,7
Инвестиции в основной капитал средние 26,1 34 31,7 37,9 18,1 29,4 31,9
малые 37,9 37 31,7 33,8 64,6 35,7 43,9
микро 36,1 29 36,7 28,2 17,2 34,9 24,2
Основные средства средние 21,4 27,6 25,5 30,1 20,7 29,3 36,1
малые 37,2 36,5 26,8 34,4 38,7 37,6 34,8
микро 41,5 35,9 47,7 35,5 40,6 33,2 29,1

Малый бизнес на Юге более реален. Если в целом по Российской Федерации только 77% участвовавших в сплошном наблюдении юридических лиц и 66% индивидуальных предпринимателей реально занимались хозяйственной деятельностью, то на Юге эти показатели выше на 3–13%. Хозяйственной деятельностью реально, на деле, а не только на основании регистрации, занимались в Краснодарском крае 95% юридических лиц, в Ростовской области — 91%, на Ставрополье — 94% и 71–78% индивидуальных предпринимателей, а в Ростовской области — 79% индивидуальных предпринимателей.

Малый бизнес на Юге более конкурентен. Доля юга России в численности малых и средних предприятий (12,6%) и индивидуальных предпринимателей (21,8%) намного выше доли в общем числе предприятий и организаций (9,2%). Большое число равноправных участников рынка формирует конкурентную среду, которая является моделью будущей экономики всей России: место естественных и искусственно созданных монополий должны занять конкурирующие предприятия и предприниматели.

Малый бизнес на Юге лучше технически оснащён. Объём основных средств на одного замещаемого работника на юге России на 10–15% выше среднероссийского уровня. Кроме того, индивидуальные предприниматели Юга более эффективно используют имеющееся оборудование — отдача от него на 25–30% превышает средний по России уровень выручки на единицу стоимости основных средств.

Малый бизнес на Юге более инвестиционно активен. Юг России сам является достаточно инвестиционно привлекательным регионом: в 2010 году на его долю приходилось 11,8% всех прямых российских инвестиций. Но даже на этом фоне инвестиции средних предприятий Юга составляют 14,1%, а инвестиции индивидуальных предпринимателей — 15,4% соответствующих показателей в целом по Российской Федерации. Если эту инвестиционную активность сопоставить с объёмами основных средств, впервые рассчитанными в ходе сплошного наблюдения, то уровень их обновления на малых предприятиях — юридических лицах составит свыше 40%, а на микропредприятиях — более 80%. Понятно, что речь идёт об обновлении доставшихся в наследство предпринимателям старых, изношенных фондов. Но без инвестиций предпринимателей эти фонды никто бы не смог так интенсивно (за 1,5–2 года) модернизировать.

Таблица: 5. Социально-экономические показатели субъектов юга России, в % к Российской Федерации

ЮФО СКФО КК ВО РО СК
Население 10 6,5 3,6 1,8 3 2
Число замещённых рабочих мест на малых и средних предприятиях
Юридические лица 8,8 2,5 3,4 1,7 2,8 1,5
Индивидуальные предприниматели 12,4 5,7 4,5 2,3 3,8 2,8
Численность занятых в экономике 9,1 4,9 3,4 1,8 2,8 1,8
Выручка от реализации товаров (работ и услуг) малых и средних предприятияй
Юридические лица 7 2 2,9 1,2 2,4 1,2
Индивидуальные предприниматели 10 3,4 4,2 1,6 3,1 1,6
Валовой региональный продукт 2008 5,9 2,1 2,4 1,3 1,7 0,8
Число малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность
Юридические лица 9,7 2,9 4,3 1,6 2,7 1,7
Индивидуальные предприниматели 14,5 7,3 5,8 2,5 4,4 3,4
Число всех предприятий и организаций 6,5 2,7 2,7 1,2 1,9 1,2
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий
Юридические лица 8,8 2,1 3,9 1,5 2,1 1,2
в т.ч. средние предприятия 11 3,1 5,4 1,6 2,9 1,5
Индивидуальные предприниматели 8,6 6,8 3,6 1,4 2,2 1,4
в т.ч. средние предприятия 5,6 7,6 2,1 1,2 0,8 4,1
Инвестиции, всего 8,7 3,1 5,4 0,8 1,7 1
Собственные основные средства малых и средних предприятий
Юридические лица 8,5 3 3,6 1,5 2,5 1,6
в т.ч. средние предприятия 11,1 4,5 5,1 1,4 3,3 2,7
Индивидуальные предприниматели 8,6 6,8 3,6 1,4 2,2 1,4
в т.ч. средние предприятия 9,9 8,1 2,9 3,7 2,1 2,2
Основные фонды, всего 6,1 2,5 2,2 1,4 1,6 1

Даже малый бизнес является бизнесом и обязан выигрывать в борьбе на конкурентном рынке за счёт своей эффективности. Сравнение долей предпринимательства юга России в выручке и численности занятых показывает, что в расчёте на одного работника («производительность труда» в предпринимательском секторе) этот уровень ниже общероссийских значений. Однако доход средних предприятий в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях на 10–15% выше среднероссийского уровня. Такая ситуация возможна, если средними предприятиями руководят технически и очень финансово грамотные индивидуальные предприниматели.

Несмотря на все трудности эволюции предпринимательства юга России, можно уверенно рекомендовать новым профессионалам, молодёжи, женщинам: «Стартуйте!», а состоявшимся предпринимателям — «Модернизируйте!». Что касается политиков и чиновников, то регулярно-периодические обострения экономических кризисов заставят их более тщательно наблюдать за этим сектором экономики и включать в свои официальные и рабочие визиты встречи с предпринимателями. Ведь лидеры многих европейских стран, мучительно ищущие «креативных предпринимателей», способных обеспечить выход из кризиса, на деле могут позавидовать главам регионов юга России.


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 28.05.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 61.00 62.60
EUR  1 71.40 73.00
GBP  1 81.70 83.80
CHF  1 61.50 63.60
CNY  10 88.20 101.20
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».

Положение об обработке персональных данных ПАО КБ «Центр-инвест»

г. Ростов-на-Дону

2017 г.

1. Термины и определения

1.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных/субъекту).

1.2. Оператор персональных данных (оператор) — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. В рамках данного положения оператором является ПАО КБ «Центр-инвест» (далее — Банк).

1.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.4. Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иными лицами, получившими доступ к персональным данным, требование не раскрывать их третьим лицам и не допускать их распространения без согласия субъекта или иного законного основания.

1.5. Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

1.6. Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые работником Банка в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъектов либо иным образом затрагивающих их права и свободы или права и свободы других лиц.

1.7. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

1.8. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

1.9. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

1.10. Общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

1.11. Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

1.12. Информационная система персональных данных Банка — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение об обработке персональных данных (далее — Положение) разработано в соответствии Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. (далее — ФЗ «О персональных данных»), а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных.

2.2. Цель разработки Положения — определение порядка обработки персональных данных всех субъектов персональных данных, данные которых подлежат обработке, на основании полномочий оператора; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установление ответственности оператора по их охране и защите.

2.3. Порядок ввода в действие и изменения Положения.

2.3.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» и действует бессрочно, до его отмены или замены его новым Положением.

2.3.2. Изменения в Положение утверждаются Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест».

2.4. Состав персональных данных, цели и сроки их обработки в Банке представлены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

3. Сбор, создание и обработка персональных данных

3.1. Порядок получения (сбора) персональных данных:

3.1.1. Все персональные данные субъекта следует получать у него лично с его письменного согласия, кроме случаев, определенных в п. 3.1.5.2.- 3.1.5.4. настоящего Положения.

Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

3.1.2. Письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных должно включать:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено ФЗ «О персональных данных»;

9) подпись субъекта персональных данных.

3.1.3. Согласие субъекта на обработку его персональных данных действует на период до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих указанную информацию, определяемых в соответствии с законом РФ.

3.1.4.1 В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

3.1.4.2. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

3.1.4.3. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, прямо указанных в ФЗ «О персональных данных», или оснований, предусмотренных действующим законодательством.

3.1.4.4. Если персональные данные субъекта возможно получить только у третьей стороны до начала обработки таких персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

3.1.4.5. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные п. 3.1.4.4 Положения, в случаях, если:

1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

2) персональные данные получены оператором на основании ФЗ «О персональных данных» или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;

4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

5) предоставление субъекту персональных данных сведений, предусмотренных п. 3.1.4.4 Положения, нарушает права и законные интересы третьих лиц.

3.1.4.6. Третье лицо, предоставляющее персональные данные субъекта, должно обладать согласием субъекта на передачу его персональных данных Банку. Банк обязан при взаимодействии с третьими лицами заключить с ними соглашение о конфиденциальности информации, касающейся персональных данных субъектов.

3.1.5. Обработка персональных данных осуществляется:

3.1.5.1. С согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

3.1.5.2. В случаях, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения Банком возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.

3.1.5.3. В случаях, когда осуществляется обработка общедоступных персональных данных.

3.1.5.4. В иных случаях, предусмотренных ФЗ «О персональных данных».

3.1.6. Банк не имеет права получать и обрабатывать персональные данные субъекта о его расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

3.2. Порядок обработки персональных данных:

3.2.1. Субъект персональных данных предоставляет работнику Банка, ответственному за осуществление банковских операций и сделок, а также иных операций, предусмотренных уставной и хозяйственной деятельностью Банка достоверные сведения о себе.

3.2.2. На основании полученной информации сотрудник Банка проверяет наличие данных субъекта в информационной системе персональных данных. Если субъект отсутствует в информационной системе персональных данных, то сотрудник заносит полную информацию о субъекте, после получения согласия последнего. В случае наличия информации о субъекте в информационной системе — сверяет данные с ранее предоставленными (при необходимости вносит соответствующие изменения).

3.2.3. Обработка персональных данных субъекта может осуществляться исключительно в целях обеспечения предусмотренной уставом деятельности в рамках заключенных с клиентами договоров, осуществления трудовых и гражданско-правовых отношений на условиях соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов.

3.2.4. При определении объема и содержания, обрабатываемых персональных данных Банк должен руководствоваться требованиями Центрального Банка Российской Федерации, ФСБ России, ФСТЭК России и иных контролирующих органов, уполномоченных на осуществление этих функций в соответствии с законодательством РФ, Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О персональных данных», Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

4. Обезличивание персональных данных

4.1. Операция обезличивания персональных данных субъекта необратима.

4.2. При работе со сторонними разработчиками программного обеспечения Банк обязан обеспечить конфиденциальность в отношении персональных данных при необходимости проведения испытаний информационных систем как на территории разработчика, так и на территории Банка (очно или удаленно) и произвести обезличивание копий персональных данных в информационных системах, доступ к которым предоставляется разработчику.

5. Уничтожение персональных данных

5.1. При уничтожении персональных данных субъекта работники Банка не могут получить доступ к персональным данным субъекта в информационных системах.

5.2. Бумажные носители документов при уничтожении персональных данных уничтожаются, персональные данные в информационных системах обезличиваются. Персональные данные восстановлению не подлежат.

5.3. Операция уничтожения персональных данных необратима.

5.4. Уничтожение персональных данных производится по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении

5.5. Срок, после которого производится операция уничтожения персональных данных субъекта, определяется окончанием срока указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, если иное не определено соглашением с субъектом персональных данных или требованиями действующего законодательства.

6. Передача и хранение персональных данных

6.1. Передача персональных данных:

6.1.1. Под передачей персональных данных субъекта понимается распространение информации по каналам связи и/или на материальных носителях.

6.1.2. При передаче персональных данных работники Банка должны соблюдать следующие требования:

6.1.2.1. Не сообщать персональные данные субъекта в коммерческих целях третьим лицам и организациям. Обработка персональных данных субъектов в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи не допускается, если иное не предусмотрено соглашением с клиентом.

6.1.2.2. Осуществлять передачу персональных данных субъектов в пределах Банка в соответствии с настоящим Положением, нормативно-технологической документацией и должностными инструкциями.

6.1.2.3. Передавать персональные данные субъекта его представителям в порядке, установленном законодательством и нормативно-технологической документацией и ограничивать эту информацию только теми персональными данными субъекта, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функции.

6.1.2.4. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу только при наличии разрешения субъекта, при этом договор, на основании которого осуществляется передача, должен включать в себя обязанность обеспечения третьим лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

6.1.2.5. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу без получения разрешения субъекта только на основании федеральных законов, устанавливающих цель, условия передачи персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат передаче.

6.2. Хранение персональных данных:

6.2.1. Под хранением персональных данных понимается обеспечение в неизменном виде на протяжении срока хранения записей в информационных системах и на материальных носителях, информации на бумажных носителях.

6.2.2. Персональные данные субъектов обрабатываются и хранятся в информационных системах, на отчуждаемых носителях, а также на бумажных носителях в Банке.

6.2.3. Хранение персональных данных на отчуждаемых носителях или бумажных носителях может осуществляться при условии, что носители персональных данных хранятся в местах с ограниченным доступом, доступ в которые могут получить лишь сотрудники Банка, в чьи должностные обязанности входит обработка персональных данных.

6.2.4. Хранение персональных данных субъекта осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных и может осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки, если иное не предусмотрено федеральными законами или соглашением с субъектом персональных данных и в соответствии с п. 5.5 подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

6.3. Сроки хранения персональных данных, обрабатываемых в Банке, оговорены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

6.4. В течение срока хранения персональные данные не могут быть обезличены или уничтожены. В случае необходимости могут создаваться обезличенные копии персональных данных.

7. Доступ к персональным данным

7.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в п. 9.2. Положения, в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных». Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

7.2. Доступ к персональным данным может быть предоставлен работникам Банка или иным уполномоченным лицам.

7.3. Доступ предоставляется с учетом возложенных на работника обязанностей в порядке, предусмотренном Инструкцией по предоставлении доступа к ресурсам информационной системы Банка.

7.4. Перед получением доступа работник Банка или иное уполномоченное Банком лицо должны быть ознакомлены с настоящим Положением, с правилами по обеспечению безопасности обработки персональных данных, а также иными законодательными и локальными актами, регулирующими порядок обработки персональных данных.

7.5. Лица, получившие доступ к персональным данным субъекта, обязаны использовать их лишь в целях, для которых сообщены персональные данные и обязаны соблюдать режим конфиденциальности обработки и использования полученной информации (персональных данных субъектов).

7.6. Порядок доступа работников Банка или иных лиц в помещения, в которых ведется обработка персональных данных, осуществляется на основании должностных обязанностей в рамках правил внутреннего распорядка и распоряжений о доступе в конкретные помещения Банка.

7.7. Доступ к персональным данным в виде отчетных форм и твердых копий может также предоставляться сотрудникам правоохранительных, налоговых органов, Банка России, Агентства по страхованию вкладов и других организаций, уполномоченных осуществлять контрольные и аудиторские функции в отношении Банка в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных действующим законодательством. Доступ к персональным данным указанным выше сотрудникам контролирующих органов предоставляется только на основании письменных документов, подписанных уполномоченным лицом контролирующего органа, исключающих возможность несанкционированного доступа к персональным данным.

8. Права и обязанности оператора персональных данных и права субъекта персональных данных

8.1.Банк вправе:

8.1.1. Отстаивать свои интересы в суде.

8.1.2. Предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством или соглашением, заключенным с субъектом персональных данных.

8.1.3. Отказать в предоставлении персональных данных в случаях, предусмотренных законом.

8.1.4. Использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях предусмотренных законом.

8.2. Банк обязан:

8.2.1. При сборе персональных данных предоставить информацию об обработке персональных данных (по запросу).

8.2.2. В случаях, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, уведомить субъекта.

8.2.3. При отказе в предоставлении персональных данных субъекту разъяснять последствия такого отказа.

8.2.4. Опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящему Положению.

8.2.5. Принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2.6. Давать ответы на запросы и обращения субъектов персональных данных, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в порядке и сроки, предусмотренные законом.

8.3. Субъект персональных данных вправе:

8.3.1. Иметь доступ к его персональным данным и сведениям, а также обращаться к Банку в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных».

8.3.2. Обжаловать действия или бездействия Банка.

9. Порядок работы с обращениями субъектов персональных данных и регуляторов

9.1. Обращения от субъектов персональных данных (или их законных представителей) по вопросам обработки их персональных данных принимаются Банком в письменном виде или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.

9.2 Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении в Банк информации, касающейся обработки его персональных данных в т.ч.:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании ФЗ «О персональных данных»;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен ФЗ «О персональных данных»;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных ФЗ «О персональных данных»;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

9.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с ФЗ «О персональных данных», в том числе если:

1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;

5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

9.4. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору в целях получения сведений, указанных в п.9.2. Положения, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока обработки персональных данных, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в п.9.1. Положения, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

9.5. Банк обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством, в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

10. Защита персональных данных

10.1. Под защитой персональных данных субъекта понимается комплекс мер (организационно-распорядительных, технических, юридических), направленных на предотвращение неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных субъектов, а также от иных неправомерных действий.

10.2. Защита персональных данных субъекта осуществляется за счёт Банка в порядке, установленном ФЗ «О персональных данных», стандартом и рекомендациями Банка России.

10.3. Ответственность за разработку и контроль мер по обеспечению безопасности персональных данных несет Управление мониторинга и контроля рисков.

10.4. Ответственность за разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также за уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных, о внесении изменений в сведения об операторе в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, о прекращении обработки персональных данных, несет Управление развития информационных технологий.

10.5. Банк при защите персональных данных субъектов принимает все необходимые организационно-распорядительные, юридические и технические меры, в том числе:

10.5.1. Антивирусная защита.

10.5.2. Анализ защищённости.

10.5.3. Обнаружение и предотвращение вторжений и несанкционированного доступа к персональным данным

10.5.4. Управление доступом.

10.5.5. Обеспечение целостности.

10.5.6. Шифровальные (криптографические) средства (при передаче данных за пределами контролируемого периметра).

10.5.7. Организация нормативно-методических локальных актов, регулирующих защиту персональных данных, в том числе и при обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях.

10.5.8. При обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях, в частности, при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных работники Банка исполняют требования, установленные «Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687.

10.5.9. Размещение информационной системы, специального оборудования, в которых ведется обработка персональных данных в помещениях, исключающих возможность несанкционированного проникновения, а также имеющих ограниченный доступ.

10.5.10. Ограничение доступа в помещения, в которых установлены серверы.

10.5.11. Обеспечение сохранности съемных носителей в сейфах.

10.5.12. Регистрация запросов пользователей на получение персональных данных, а также фактов предоставления персональных данных по этим запросам в электронных журналах, позволяющих осуществлять контроль за соответствием доступа полномочиям.

10.5.13. Восстановление модифицированных или уничтоженных в следствие несанкционированного доступа данных.

10.5.14. Установление обязательства лиц, имеющих доступ к персональным данным, по неразглашению этих данных.

10.5.15. Обучение работников Банка, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, настоящему Положению, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

10.5.16. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

11. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных

Работники Банка, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с внутрибанковскими нормативными документами и законодательством Российской Федерации.