06.03.2012

Малый бизнес Юга выиграл от реальности

Малый бизнес Юга выиграл от реальности
Читать статью полностью

Прецедентная статистика, свидетельствующая о состоянии российского малого бизнеса, позволяет чётче увидеть проблемы его эволюции, нелепости в регулировании, а главное — неслучайные конкурентные преимущества юга России.

Прецедентная статистика, свидетельствующая о состоянии российского малого бизнеса, позволяет чётче увидеть проблемы его эволюции, нелепости в регулировании, а главное — неслучайные конкурентные преимущества юга России

В преддверии Нового года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства. Значение этого события трудно переоценить, учитывая, что известный слоган о правдивости статистики более чем справедлив для малого бизнеса.

Проблемы описания объекта

Несмотря на громкие заявления о поддержке предпринимательства, точный учёт этого сектора экономики не ведёт ни одно государственное ведомство. Более того, как отмечается по итогам наблюдения в пояснительной записке, не удалось наладить обмен информационными фондами даже между налоговыми и статистическими службами, что тоже отражает реальное положение дел по созданию электронного правительства в России и резко контрастирует с ситуацией в Евросоюзе и США, где налоговые службы обязаны предоставлять сведения для целей статистики.

В Ростовской области эффективное взаимодействие между налоговиками и статистиками по вопросам малого бизнеса организовано ещё в 2004 году, когда была создана первая база данных, позволяющая по видам деятельности находить адреса малых предприятий. Сегодня такая обновлённая база данных в открытом доступе включает около 50 тысяч малых предприятий. С её помощью можно осуществлять поиск партнёров на русском, английском, французском, немецком и китайском языках.

Цифры, которыми оперируют многочисленные программы развития и поддержки предпринимательства, общественные организации, органы власти, основаны на выборочных обследованиях. Сплошное наблюдение позволило оценить точность этих цифр (см. таблицу 1). Отклонения (не всегда в худшую сторону) составляют 20–30%, а по показателям инвестиционной активности в регионах — 60% и более.

Таблица: 1. Отклонения данных сплошного наблюдения от показателей выборочных обследований по малым предприятиям (юридические лица) за 2010 год, в % к значениям показателей выборочных обследований

РФ* ЮФО* СКФО* КК* ВО* РО* СК*
Число предприятий 3,4 3,2 -12,6 4,1 20,2 -2,6 -14,7
Численность рабочих мест 20 12,2 -0,2 6,2 36,3 9,4 -4,2
Инвестиции 34,8 -38,2 63 -62,2 76 -35,8 325,8
Оборот продукции 29,3 13,4 13,9 -0,6 72,4 9,5 17,7

Сложность в проведении сплошного наблюдения была связана с тем, что малый и средний бизнес не любит делиться с государством информацией и старается не беспокоить госорганы сообщениями об изменениях в своей деятельности. В результате в целом по Российской Федерации примерно треть юридических лиц (!) и пятая часть индивидуальных предпринимателей (ИП) (!) не были найдены по зарегистрированным адресам, а каждое пятое юридическое лицо и каждый третий ИП представили «нулевые» отчёты, что может свидетельствовать об отсутствии хозяйственной деятельности или говорить о сокрытии реальных результатов деятельности при формальном выполнении требований законодательства о представлении статистической отчётности. Поэтому даже результаты сплошного наблюдения требуют очень осторожного отношения.

Далее, само представление о предпринимательстве складывается из разных определений в разных законах и нормативных актах. Например, всегда предполагалось, что доля юридических лиц в капитале субъектов предпринимательства не должна превышать 25%. Но вскоре после обновления законодательства было сделано новое исключение для субъектов предпринимательства, работающих при вузах и НИИ. Множественность применяемых классификаций затрудняет разработку и реализацию единой государственной политики по отношению к предпринимательству, в котором уже работает каждый пятый занятый в экономике страны. Проведённое сплошное наблюдение впервые позволило идентифицировать в полном соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» разделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по категориям (малые, микро, средние предприятия).

Таблица: 2. Критерии категорий субъектов предпринимательства: численность работников (человек) и выручка (млн рублей)

Предприятия Нормативные значения Фактические значения
РФ ЮФО СКФО КК ВО РО СК
численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка численность работников выручка
Средние от 101 до 250 ? 1 000 100 287,2 105 261,5 108 248,7 107 282,3 109 220,7 99 293,7 102 225,2
Малые от 15 до 100 ? 400 31 55,4 32 45 31 43,5 30 49,2 33 40,2 32 46,9 31 42,4
Микро до 15 ? 60 3 2,9 2 1,8 2 1,4 2 1,8 3 1,8 2 1,9 2 1,5

Тот факт, что средние фактические значения численности и выручки для всех субъектов предпринимательства в 10–20 раз отличаются от верхних границ соответствующих категорий, показывает излишний оптимизм законодателей и их ориентацию исключительно на лучшую практику, которая известна только им. Но тогда надо выстраивать политику по распространению этой лучшей практики на все субъекты малого и среднего предпринимательства, обеспечивая эволюцию стартапов в малые и средние предприятия.

Размер не подкреплён статусом

Результаты сплошного наблюдения показывают, что разделение по категориям наиболее активной части населения — предпринимателей — является примером «избыточного» законотворчества.

Во-первых, за все эти годы так и не было принято нормативных актов, в которых для юридических лиц использовались бы новые введённые категории для налоговых и финансовых льгот, снижения бюрократических барьеров. Средние, малые и микропредприятия испытывают одинаковые трудности и преодолевают одни и те же барьеры. Во-вторых, введённые градации и критерии не ускорили переход малых предприятий в средние. Большинство из них (80%) так и остаются на стадии микропредприятий, и только те, кто действительно стал малым и средним бизнесом (оставшиеся 20% предприятий — юридических лиц), производят почти 80% продукции и обеспечивают занятость более 80% работников в этом секторе экономики.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то практически все они (почти 98%) концентрируются в группе микропредприятий. Реально в стране существуют микропредприятия индивидуальных предпринимателей с минимальным количеством работников и оборотом продукции и «малые/средние» предприятия. Для первых надо использовать систему патентов без какой-либо дополнительной отчётности (это подтверждают результаты Ставропольского края, где патенты используются в качестве эксперимента), для вторых — единую систему немногочисленных льгот и преференций, позволяющую стимулировать дальнейший рост наиболее успешных малых и средних предприятий (компаний-«газелей»)

Эволюция малого бизнеса

Результаты сплошного наблюдения показали, что более 90% субъектов малого предпринимательства составляют микропредприятия. Шанс перейти на следующий уровень и стать «малым» есть только у одного из десяти микропредприятий. Аналогично «средним» становится только одно из десяти малых предприятий. На юге России изначально выше доля деятельных микропредприятий (94–96% в общей численности субъектов малого предпринимательства), но их шансы стать «малыми» на Юге ниже — примерно 1 к 14–15 в субъектах ЮФО и 1 к 20–25 в субъектах СКФО. А процент переходящих из «малых» в «средние» — такой же, как и по России в целом (1 к 10). То есть те, кто на юге России прорвался в «малые», становятся жизнеспособными уже и по российским стандартам.

Таблица: 3. Показатели развития отдельных категорий предприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Российской Федерации

  Всего в т.ч. по предприятиям
Средние Малые Микро
Юридические лица, в % к итогу
Количество предприятий 100 2 18 80
Выручка от реализации 100 27,8 50,5 21,7
Число занятых 100 18,9 52,8 28,3
Индивидуальные предприниматели, в % к итогу
Количество предприятий 100 0,1 2,1 97,8
Выручка от реализации 100 7,2 35,2 57,6
Число занятых 100 1,1 21,3 77,6

Эволюция микропредприятий до уровня малых требует значительных усилий по техническому оснащению бизнеса (стоимость фондов растёт в 10 раз), найму персонала (рост в 11 раз) и росту реализации (в 20 раз). Следующий этап — переход в категорию среднего предприятия — требует увеличения фондов в 6 раз, численности работников в 3 раза и роста реализации — в 5–6 раз. Таким образом, рывок из микромира в малое предпринимательство требует существенно больше первоначальных усилий, фондов и работников, но даёт и более высокую отдачу. Вот где источник экономического роста! Переход в категорию средних предприятий не требует стольких усилий, осуществляется на базе модернизации производства и, несмотря на высокий уровень затрат на оборудование, даёт существенный (в 2 раза!) рост производительности труда.

На юге России первый прорыв (из микропредприятий в малые предприятия) демонстрирует более высокий рост результатов — в 25–30 раз, но требует для этого немного больших усилий — увеличения численности в 13 раз, а основных фондов — в 15–17 раз. При следующем переходе (из малых в средние предприятия) у южан, как и в среднем по России, масштабы реализации увеличиваются в 5–6 раз, а затраты труда в 3 раза, но стоимость основных фондов увеличивается в 7–9 раз.

Особенности эволюции предпринимательства на Юге связаны с генетически заложенным преимуществом: для старта микробизнесу на юге России требуется вдвое меньше основных средств (445 тысяч рублей против 782 тысяч рублей в среднем по России) и в 1,5 раза меньше работников (2 работника вместо 3). Это двукратное превосходство на старте нивелирует дальнейший кратный рост затрат на последующих стадиях эволюции предпринимательства.

Кроме того, в результате естественного отбора бизнес на Юге является более деятельным. В целом по России бизнесом заняты 52 из 100 зарегистрированных микропредприятий, в Южном федеральном округе — 63 из 100, в Северо-Кавказском — 50 на 50. В то же время в Ростовской области реальную деятельность осуществляют 76, а в Ставропольском крае 73 из 100 зарегистрированных микропредприятий. Потери среди малых предприятий уже не столь значительны: только 8–9 из 100 зарегистрированных предприятий не заняты никакой деятельностью.

Малый бизнес — конкурентное преимущество Юга

Если доля региона по какому—либо показателю оказывается выше его доли в численности населения, то такой сектор, фактор или процесс относят к региональной специализации. Сравнение с другими показателями доли региона позволяет выявить качественные преимущества такой специализации.

Результаты сплошного наблюдения подтверждают, что малое и среднее предпринимательство является сектором специализации юга России. На душу населения здесь приходится больше, чем по России, индивидуальных предпринимателей, замещаемых ими рабочих мест и производимой продукции. Конечно, это ещё не агробизнес, где Юг производит более 20% всей сельхозпродукции России, но это больше, чем промышленность (около 7%) или валовой региональный продукт (8%). Количество индивидуальных предпринимателей на душу населения южан в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.

Таблица: 4. Удельный вес отдельных категорий субъектов предпринимательства в показателях их деятельности

РФ ЮФО СКФО КК ВО РО СК
Число действующих предприятий средние 0,8 0,6 0,4 0,5 0,6 0,6 0,5
малые 8,4 5,7 3,6 5,1 6,7 6,4 4,5
микро 90,7 93,7 96 94,4 92,7 93 95
Число замещённых рабочих мест средние 13,9 13 12,2 14 12,9 12,5 13,9
малые 43,9 39 29,7 36,5 42 41,1 34,3
микро 42,1 48 58,1 49,6 45,2 46,4 51,9
Выручка от реализации средние 24,7 26,3 25,4 27 23,8 28,1 28,7
малые 48,3 44,6 38,7 43,6 46,8 45 42,6
микро 27 29,1 35,8 29,3 29,4 27 28,7
Инвестиции в основной капитал средние 26,1 34 31,7 37,9 18,1 29,4 31,9
малые 37,9 37 31,7 33,8 64,6 35,7 43,9
микро 36,1 29 36,7 28,2 17,2 34,9 24,2
Основные средства средние 21,4 27,6 25,5 30,1 20,7 29,3 36,1
малые 37,2 36,5 26,8 34,4 38,7 37,6 34,8
микро 41,5 35,9 47,7 35,5 40,6 33,2 29,1

Малый бизнес на Юге более реален. Если в целом по Российской Федерации только 77% участвовавших в сплошном наблюдении юридических лиц и 66% индивидуальных предпринимателей реально занимались хозяйственной деятельностью, то на Юге эти показатели выше на 3–13%. Хозяйственной деятельностью реально, на деле, а не только на основании регистрации, занимались в Краснодарском крае 95% юридических лиц, в Ростовской области — 91%, на Ставрополье — 94% и 71–78% индивидуальных предпринимателей, а в Ростовской области — 79% индивидуальных предпринимателей.

Малый бизнес на Юге более конкурентен. Доля юга России в численности малых и средних предприятий (12,6%) и индивидуальных предпринимателей (21,8%) намного выше доли в общем числе предприятий и организаций (9,2%). Большое число равноправных участников рынка формирует конкурентную среду, которая является моделью будущей экономики всей России: место естественных и искусственно созданных монополий должны занять конкурирующие предприятия и предприниматели.

Малый бизнес на Юге лучше технически оснащён. Объём основных средств на одного замещаемого работника на юге России на 10–15% выше среднероссийского уровня. Кроме того, индивидуальные предприниматели Юга более эффективно используют имеющееся оборудование — отдача от него на 25–30% превышает средний по России уровень выручки на единицу стоимости основных средств.

Малый бизнес на Юге более инвестиционно активен. Юг России сам является достаточно инвестиционно привлекательным регионом: в 2010 году на его долю приходилось 11,8% всех прямых российских инвестиций. Но даже на этом фоне инвестиции средних предприятий Юга составляют 14,1%, а инвестиции индивидуальных предпринимателей — 15,4% соответствующих показателей в целом по Российской Федерации. Если эту инвестиционную активность сопоставить с объёмами основных средств, впервые рассчитанными в ходе сплошного наблюдения, то уровень их обновления на малых предприятиях — юридических лицах составит свыше 40%, а на микропредприятиях — более 80%. Понятно, что речь идёт об обновлении доставшихся в наследство предпринимателям старых, изношенных фондов. Но без инвестиций предпринимателей эти фонды никто бы не смог так интенсивно (за 1,5–2 года) модернизировать.

Таблица: 5. Социально-экономические показатели субъектов юга России, в % к Российской Федерации

ЮФО СКФО КК ВО РО СК
Население 10 6,5 3,6 1,8 3 2
Число замещённых рабочих мест на малых и средних предприятиях
Юридические лица 8,8 2,5 3,4 1,7 2,8 1,5
Индивидуальные предприниматели 12,4 5,7 4,5 2,3 3,8 2,8
Численность занятых в экономике 9,1 4,9 3,4 1,8 2,8 1,8
Выручка от реализации товаров (работ и услуг) малых и средних предприятияй
Юридические лица 7 2 2,9 1,2 2,4 1,2
Индивидуальные предприниматели 10 3,4 4,2 1,6 3,1 1,6
Валовой региональный продукт 2008 5,9 2,1 2,4 1,3 1,7 0,8
Число малых и средних предприятий, осуществляющих деятельность
Юридические лица 9,7 2,9 4,3 1,6 2,7 1,7
Индивидуальные предприниматели 14,5 7,3 5,8 2,5 4,4 3,4
Число всех предприятий и организаций 6,5 2,7 2,7 1,2 1,9 1,2
Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий
Юридические лица 8,8 2,1 3,9 1,5 2,1 1,2
в т.ч. средние предприятия 11 3,1 5,4 1,6 2,9 1,5
Индивидуальные предприниматели 8,6 6,8 3,6 1,4 2,2 1,4
в т.ч. средние предприятия 5,6 7,6 2,1 1,2 0,8 4,1
Инвестиции, всего 8,7 3,1 5,4 0,8 1,7 1
Собственные основные средства малых и средних предприятий
Юридические лица 8,5 3 3,6 1,5 2,5 1,6
в т.ч. средние предприятия 11,1 4,5 5,1 1,4 3,3 2,7
Индивидуальные предприниматели 8,6 6,8 3,6 1,4 2,2 1,4
в т.ч. средние предприятия 9,9 8,1 2,9 3,7 2,1 2,2
Основные фонды, всего 6,1 2,5 2,2 1,4 1,6 1

Даже малый бизнес является бизнесом и обязан выигрывать в борьбе на конкурентном рынке за счёт своей эффективности. Сравнение долей предпринимательства юга России в выручке и численности занятых показывает, что в расчёте на одного работника («производительность труда» в предпринимательском секторе) этот уровень ниже общероссийских значений. Однако доход средних предприятий в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях на 10–15% выше среднероссийского уровня. Такая ситуация возможна, если средними предприятиями руководят технически и очень финансово грамотные индивидуальные предприниматели.

Несмотря на все трудности эволюции предпринимательства юга России, можно уверенно рекомендовать новым профессионалам, молодёжи, женщинам: «Стартуйте!», а состоявшимся предпринимателям — «Модернизируйте!». Что касается политиков и чиновников, то регулярно-периодические обострения экономических кризисов заставят их более тщательно наблюдать за этим сектором экономики и включать в свои официальные и рабочие визиты встречи с предпринимателями. Ведь лидеры многих европейских стран, мучительно ищущие «креативных предпринимателей», способных обеспечить выход из кризиса, на деле могут позавидовать главам регионов юга России.


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 20.08.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 65.90 67.80
EUR  1 75.40 77.30
GBP  1 84.20 86.70
CHF  1 66.20 68.60
CNY  10 89.00 102.10
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».