версия для печати

08.12.1998

WORLD ECONOMIC FORUM: Доверие к России.

В начале декабря в Москве состоялась выездная сессия Всемирного Экономического Форума. По приглашению WEF на ней побывал постоянный участник Давосских встреч, заместитель председателя Совета директоров банка "Центр-инвест", директор ЮТУ СБС-АГРО, профессор, доктор экономических наук Высоков Василий Васильевич. Он оказался не только единственным участником сессии от Ростовской области, но и одним из немногих представителей российских регионов.

1. It's a small world.

На регистрации участников московской встречи WEF мы обменялись визитками с одним из западных инвесторов. Когда я подарил ему свою книгу - "Пятилетка донских реформ" мой собеседник с радостью сообщил мне, что его коллега доложил ему об успешном визите в этот день губернатора области В.Ф. Чуба к Министру экономики. "Если Вы так информированы о наших делах, то Вам будет интересно услышать и последний афоризм нашего губернатора - "даже самый глубокий кризис не бывает всеобщим", а участие в московском Давосе ростовского представителя ещё одно подтверждение этому". "It's a small world - Этот маленький мир",- рассмеялись мы с собеседником.

It's а small world - так называется не только знаменитый аттракцион в Диснейленде. It's а small world - это ещё и один из самых ярких вечеров Давосского форума. В Москве всё было намного скромнее и по-деловому. За 24 часа было проведено 12 официальных мероприятий и произошло несчётное число контактов участников Форума, представлявших 80 % иностранных инвестиций в Россию.

Основатель и Президент WEF К.Шваб очень точно сформулировал необходимость проведения выездной сессии давосского форума в Москве: "Сегодняшние события в России будут определять лицо мира в XXI веке".

2. Экономика недоверия.

Доверие - вот главная потеря России в результате кризиса. Характеризуя нынешнюю ситуацию в России в своём выступлении на форуме, премьер-министр Е.Примаков использовал термин "экономика недоверия": не верит бюджет, не верят хозяйственники, не верят вкладчики, не верят инвесторы. В результате сбережения не становятся инвестициями, оптовики не закупают товар, производственники ждут кто первым рассчитается бартером. О необходимости восстановления доверия говорили и министры нового правительства, и ведущие политики России, и западные бизнесмены и аналитики. Каждый предлагал свои рецепты в разных сферах. Но все были едины в одном - без доверия Россия не сможет преодолеть кризис.

Позитивными моментами для восстановления доверия все признавали уход от противостояния Правительства и Думы. Это по мнению экс-премьера В.Черномырдина даст шанс новому кабинету быть более радикальным в своих действиях, чем прежнее правительство. Характерно, что Г.Селезнёв, выступая после Е.Примакова, несколько раз назвал последнего "наш премьер" и убеждал инвесторов в том, что Госдума готова взять на себя ответственность за деятельность правительства и принять необходимые законы по защите их интересов.

Однако, в практическом плане в речи премьера в качестве шагов по восстановлению доверия больше приводилось примеров того, что правительство не сделало: не начало национализацию, не установило фиксированный валютный курс, не отменило импорт, не остановило хождение доллара, не начало неконтролируемую эмиссию. По словам Примакова, правительство намерено восстановить в первую очередь доверие самих россиян, которые вывезли свои средства из России. Это планируется достигнуть объявлением налоговой амнистией и введением для таких средств номерных счетов. А вот судьба добропорядочных вкладчиков останется в рамках тех ограничений, по которым их счета переведены в Сбербанк.

Уже на другой сессии К.Бендукидзе предложил присутствующим оценить привлекательность инвестиций за рубежом и в России. Оказалось, что сами россияне считают вклады за рубежом более привлекательными, т.е. "интегрально мы чувствуем большее количество рисков, а если граждане сами не доверяют своей стране, то этого нельзя требовать от иностранных инвесторов".

Ещё более жёстко увязал вопрос доверия и реформ, выступавший на политической сессии Г.Явлинский: "Если 79% населения не доверяет правительству, то российские реформы не существуют в принципе".

3. Курсы реформ.

Никто из участников московского заседания WEF не отрицал необходимости продолжения реформ в России, но о путях реформирования высказывались разные точки зрения.

Прежде всего нужны политические реформы. Именно перекос в сторону экономической реформы послужил причиной кризиса. В отличие от представителей левой ориентации, лидер "Яблока" Г.Явлинский признаёт, что за 7 лет было сделано многое и для сохранения политического доверия необходимо снять все требования о досрочной отставке президента. Но реформы надо было делать не для Запада, а для российских граждан, не переписывать рекомендации МВФ, а убеждать его в правильности наших реформ. Потому, что сотрудничество с Западом это будущее... наших детей.

В политической сфере В.Черномырдин предложил срочно изменить Конституцию России, с целью перераспределения полномочий от президента к правительству и парламенту. Его соратник В.Рыжков тоже считает, что нам надо уйти от "царистской модели" политического устройства к более демократическому обществу.

Редко кто из российских участников не критиковал решения предыдущих правительств, но в выступлении вице-премьера Ю.Маслюкова и аналитика Совета Федераций С.Глазьева новые предложения сводились к созданию государственных институтов развития: принятие бюджета развития, создание Банка реконструкции и развития, агентства по страхованию, целевого финансирования. Правда первый зам. министра экономики А.Свинаренко честно признался, что многие положения нынешней программы были разработаны ещё прежним составом Правительства, в том числе механизм проведения инвестиционных конкурсов, создание постоянно действующей выставки инвест-проектов, разработка отраслевых стратегий развития на основе анализа рыночной конъюнктуры. Западные эксперты согласились с представителями Минэкономики в том, что наилучшие перспективы после прошедшего кризиса имеют лёгкая, пищевая, металлургическая промышленность и экспортоориентированные отрасли. Тот, кто знаком с отраслевой структурой хозяйства Ростовской области, может понять, как приятно было слышать о новом шансе для донских предприятий. Крупный турецкий инвестор С.Тара, уже вложивший в Россию 350 млн. долларов, с удивлением приводил примеры того, что даже после кризиса на московских прилавках импортные овощи остаются не только конкурентоспособными, но и единственными. В перерыве между сессиями мне удалось рассказать г-ну С.Тара о том, как совсем недавно на Дону успешно работал "овощной конвейер".

В дискуссиях об адресной государственной поддержке российского производства западные партнёры занимали жёсткую, опирающуюся на личный опыт, позицию: "Если компания не конкурентна - забудьте о ней вообще!" К.Бендукидзе дал самое простое объяснение того, почему он выступает против льгот и привилегий: "Из-за своей неторопливости я уверен, что буду в этой очереди последним, или предпоследним. Что ещё хуже."

Основные позиции, между которыми проходил водораздел дискуссии о путях российских реформ - это "равные условия для всех" и "адресная поддержка приоритетных направлений" Губернатор Новгородской области М.Прусак сформулировал свою позицию так - "продолжение реформ независимо от смен правительств". Хорошо известно, что льготы по местным налогам для иностранных инвесторов и банков на новгородчине позволили создать за короткий срок 27 крупных совместных предприятий, из которых только два не выдержали ударов кризиса. К сожалению идея "массовой офшоризации" Ростовской области не нашла отражение в областном законе "о поддержке инвестиций".

Ещё по одному вопросу, важному для жителей Дона, хотелось бы довести мнение участников международного форума. По мнению Маслюкова вопрос о земле может потерпеть ещё 2000 лет. Г.Явлинский считает, что медлить нельзя, но решать его надо дифференцировано, с учётом региональных особенностей. Для иностранных инвесторов даже условия аренды городских промышленных земель на 49 лет не могут считаться удовлетворительными, поскольку не гарантируют права арендатора при изменении собственника.

4. Романс о финансах, налогах и банках.

Любая "адресная" поддержка российского производителя требует средств. В федеральном бюджете их нет. На обслуживание государственного долга в 1999 году требуется 60% бюджета страны. Одновременно Правительство пытается перенести налоговое бремя с производителя на население. Но пирог слишком мал. С.Наунтон - один из руководителей PriceWaterhouseCoopers в России, очень близко оценил ситуацию с налогами в России, уничтожавшую, по его мнению, производителя -"останутся только кости, чтобы их могла погрызть налоговая система". Его коллега Л.Мамет достаточно подробно изложил проблемы налогообложения при географическом расширении бизнеса, когда создаются филиалы и другие подразделения компании. Оказалось, что острота этих проблем для западных компаний, решивших создать филиальную сеть в России столь велика, что новый руководитель государственной налоговой службы России Г.Босс пообещал создать специальное подразделение для сквозного налогового учёта VIP-клиентов.

Основной проблемой взаимодействия Госналогслужбы и Министерства финансов сегодня является сокращение налоговых ставок в надежде на увеличение собираемости налогов. То обстоятельство, что руководители этих двух ведомств выступали в одном и том же зале, но с получасовой разницей наводит на мысль о не полном совпадении их взглядов. Специалисты в зале скептически оценивали возможность увеличения доходов федерального бюджета за счёт перераспределения собираемых налогов с регионов в пользу федерации, увеличения экспортных пошлин (пример - падение цен на нефть) и применения новых налогов (с продаж, на вменённый доход). По их мнению 90 % проблем полного сбора налогов зависит от механизма собираемости и лишь 10 % от качества самих налогов. Сомнения вызвали и обещания представить бюджет 1999 г. в ведомственной структуре, хотя лимиты государственных денег, установленные для каждой бюрократической структуры - правильный шаг. Снисходительное внимание к выступлению министра финансов М.Задорнова было связано с чётким пониманием большинства участников того, что сегодня российская экономика не может прокормить армию бюджетников, а предприятия, рассчитывающиеся на 80% бартером, не могут наполнить бюджет. Бюджет - зеркало того, что происходит в экономике, а для нормальной работы в России не только иностранным, но и нашим инвесторам, по мнению президента ДюПонт де Немур М.Врейзен, не хватает прозрачности и оперативности. Такое же мнение высказал и директор Нестле Фуд в России А.Шлейпфер, указавший на необходимость законодательства без преференций, без групп влияния, с независимыми судьями, с климатом уверенности и безопасности. Министр внешней торговли Г.Габуния и зам. министра экономики В.Коссов подтвердили намерения российского правительства двигаться в этом направлении. Премьер-министр пообещал заменить взаимозачёты бартером, на взаимозачёты с использованием денежных средств. Но для проведения таких взаимозачётов нужна прочная банковская система.

С точки зрения западных коллег, российская банковская система напоминает "тёмный мрачный дом, который покинули жильцы и только изредка доносятся стоны живых мертвецов". Столь мрачная картина заставила меня втянуться в дискуссию и доказывать, что в регионах банки не только живы, но и успешно работают, в том числе и по оценкам на основе международных стандартов.

В ходе дискуссии западные банкиры согласились с тем, что предложение Центробанка России об участии нерезидентов в санации банков-банкротов малопривлекательны. Наоборот, интерес к сотрудничеству вызывают лишь банки, успешно прошедшие кризис. Были достигнуты договорённости о продолжении совместного обсуждения конкретных форм такого сотрудничества. Западные и российские коллеги были единодушны в том, что восстановление доверия к банкам без участия международных банков невозможно. Доверие - это не академический вопрос, это будущее банковской системы России. Такая система должна включать не только, и не столько банки с российским капиталом и менеджментом. Её составной частью должны стать международные банки, обслуживающие российских клиентов.

Интересно мнение С.Наутон о том, что восстановление банковской системы начнётся с региональных банков, не потерявших доверия. Доверие нельзя установить диктатом, нужна кропотливая работа. Самым первым шагом в этом направлении является внедрение в России международных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, обеспечивающих прозрачность банков.

5. "Мы хотим, чтобы нас поняли..."

Организаторы Форума стараются представить самый широкий спектр мнений и позиций, не выделяя своих симпатий и антипатий к кому-либо из участников. Мне уже приходилось рассказывать о том, что такое "дух Давоса": на мероприятиях Форума не принимают резолюции, но они формируют новое представление об окружающем мире.

В ходе 24-часового марафона встреч и наблюдений я старался уловить то, что изменилось в России после кризиса. Когда за объединённым столом вместе оказались М.Потанин и Г.Зюганов, а потом они последовательно приветствовали участников, и каждый из них призывал инвесторов работать в "обновлённой" России, мне показалось, что именно такой союз "труда и олигархов" наиболее точно отражает современное состояние российского общества. Однако, мне повезло оказаться за одним столом вместе с Е.Ясиным и П.Дерби - руководителем Диалог-банка. Потомок кубанских козаков и голландских судовладельцев Петр Дерби девять лет успешно работал в американском банке и, поверив в российские реформы, вложил свои собственные средства в создание российского банка. Очень профессионально анализируя причины российского кризиса, он убедительно доказывал, что его корни лежат в нечистоплотной игре ещё на стадии знаменитых залоговых аукционов, что они сохранятся и в будущем, если в разных аудиториях лидеры коммунистов будут давать прямо противоположные обещания. После этой беседы я понял, что Потанин и Зюганов - это отнюдь не образ современной России - это крайние позиции, между которыми должен пролегать путь российских реформ.

Подведение итогов московской встречи WEF ещё раз подтвердило это ощущение. Потому что доверие обеспечивается равными правилами игры для всех, и практическим опытом успешной работы в России тех, кто соблюдает эти правила.

В выступлении Е.Примакова было высказано пожелание всем участникам Форума: "Мы хотим, чтобы нас поняли". Уверен, что вопросы, которые задавали членам нового кабинета как российские, так и зарубежные участники, позволят нам самим, и в том числе членам Правительства лучше понять самих себя. В конце концов, как подчёркивал ещё Дж.М.Кейнс - "именно идеи правят миром". Несомненно, что встреча в Москве дала новый импульс новым идеям, которые предстоит претворить в жизнь и в России, и у нас на донской земле. Но главный вывод, который я сделал для себя - надо продолжать работать так, чтобы оставаться конкурентоспособным при любой экономической конъюнктуре.

В.Высоков, д.э.н., профессор


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 22.04.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 60.20 62.30
EUR  1 74.30 76.35
GBP  1 84.90 87.40
CHF  1 61.75 64.30
CNY  10 88.50 102.00
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».

Положение об обработке персональных данных ПАО КБ «Центр-инвест»

г. Ростов-на-Дону

2017 г.

1. Термины и определения

1.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных/субъекту).

1.2. Оператор персональных данных (оператор) — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. В рамках данного положения оператором является ПАО КБ «Центр-инвест» (далее — Банк).

1.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.4. Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иными лицами, получившими доступ к персональным данным, требование не раскрывать их третьим лицам и не допускать их распространения без согласия субъекта или иного законного основания.

1.5. Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

1.6. Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые работником Банка в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъектов либо иным образом затрагивающих их права и свободы или права и свободы других лиц.

1.7. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

1.8. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

1.9. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

1.10. Общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

1.11. Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

1.12. Информационная система персональных данных Банка — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение об обработке персональных данных (далее — Положение) разработано в соответствии Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. (далее — ФЗ «О персональных данных»), а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных.

2.2. Цель разработки Положения — определение порядка обработки персональных данных всех субъектов персональных данных, данные которых подлежат обработке, на основании полномочий оператора; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установление ответственности оператора по их охране и защите.

2.3. Порядок ввода в действие и изменения Положения.

2.3.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» и действует бессрочно, до его отмены или замены его новым Положением.

2.3.2. Изменения в Положение утверждаются Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест».

2.4. Состав персональных данных, цели и сроки их обработки в Банке представлены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

3. Сбор, создание и обработка персональных данных

3.1. Порядок получения (сбора) персональных данных:

3.1.1. Все персональные данные субъекта следует получать у него лично с его письменного согласия, кроме случаев, определенных в п. 3.1.5.2.- 3.1.5.4. настоящего Положения.

Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

3.1.2. Письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных должно включать:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено ФЗ «О персональных данных»;

9) подпись субъекта персональных данных.

3.1.3. Согласие субъекта на обработку его персональных данных действует на период до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих указанную информацию, определяемых в соответствии с законом РФ.

3.1.4.1 В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

3.1.4.2. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

3.1.4.3. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, прямо указанных в ФЗ «О персональных данных», или оснований, предусмотренных действующим законодательством.

3.1.4.4. Если персональные данные субъекта возможно получить только у третьей стороны до начала обработки таких персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

3.1.4.5. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные п. 3.1.4.4 Положения, в случаях, если:

1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

2) персональные данные получены оператором на основании ФЗ «О персональных данных» или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;

4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

5) предоставление субъекту персональных данных сведений, предусмотренных п. 3.1.4.4 Положения, нарушает права и законные интересы третьих лиц.

3.1.4.6. Третье лицо, предоставляющее персональные данные субъекта, должно обладать согласием субъекта на передачу его персональных данных Банку. Банк обязан при взаимодействии с третьими лицами заключить с ними соглашение о конфиденциальности информации, касающейся персональных данных субъектов.

3.1.5. Обработка персональных данных осуществляется:

3.1.5.1. С согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

3.1.5.2. В случаях, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения Банком возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.

3.1.5.3. В случаях, когда осуществляется обработка общедоступных персональных данных.

3.1.5.4. В иных случаях, предусмотренных ФЗ «О персональных данных».

3.1.6. Банк не имеет права получать и обрабатывать персональные данные субъекта о его расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

3.2. Порядок обработки персональных данных:

3.2.1. Субъект персональных данных предоставляет работнику Банка, ответственному за осуществление банковских операций и сделок, а также иных операций, предусмотренных уставной и хозяйственной деятельностью Банка достоверные сведения о себе.

3.2.2. На основании полученной информации сотрудник Банка проверяет наличие данных субъекта в информационной системе персональных данных. Если субъект отсутствует в информационной системе персональных данных, то сотрудник заносит полную информацию о субъекте, после получения согласия последнего. В случае наличия информации о субъекте в информационной системе — сверяет данные с ранее предоставленными (при необходимости вносит соответствующие изменения).

3.2.3. Обработка персональных данных субъекта может осуществляться исключительно в целях обеспечения предусмотренной уставом деятельности в рамках заключенных с клиентами договоров, осуществления трудовых и гражданско-правовых отношений на условиях соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов.

3.2.4. При определении объема и содержания, обрабатываемых персональных данных Банк должен руководствоваться требованиями Центрального Банка Российской Федерации, ФСБ России, ФСТЭК России и иных контролирующих органов, уполномоченных на осуществление этих функций в соответствии с законодательством РФ, Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О персональных данных», Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

4. Обезличивание персональных данных

4.1. Операция обезличивания персональных данных субъекта необратима.

4.2. При работе со сторонними разработчиками программного обеспечения Банк обязан обеспечить конфиденциальность в отношении персональных данных при необходимости проведения испытаний информационных систем как на территории разработчика, так и на территории Банка (очно или удаленно) и произвести обезличивание копий персональных данных в информационных системах, доступ к которым предоставляется разработчику.

5. Уничтожение персональных данных

5.1. При уничтожении персональных данных субъекта работники Банка не могут получить доступ к персональным данным субъекта в информационных системах.

5.2. Бумажные носители документов при уничтожении персональных данных уничтожаются, персональные данные в информационных системах обезличиваются. Персональные данные восстановлению не подлежат.

5.3. Операция уничтожения персональных данных необратима.

5.4. Уничтожение персональных данных производится по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении

5.5. Срок, после которого производится операция уничтожения персональных данных субъекта, определяется окончанием срока указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, если иное не определено соглашением с субъектом персональных данных или требованиями действующего законодательства.

6. Передача и хранение персональных данных

6.1. Передача персональных данных:

6.1.1. Под передачей персональных данных субъекта понимается распространение информации по каналам связи и/или на материальных носителях.

6.1.2. При передаче персональных данных работники Банка должны соблюдать следующие требования:

6.1.2.1. Не сообщать персональные данные субъекта в коммерческих целях третьим лицам и организациям. Обработка персональных данных субъектов в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи не допускается, если иное не предусмотрено соглашением с клиентом.

6.1.2.2. Осуществлять передачу персональных данных субъектов в пределах Банка в соответствии с настоящим Положением, нормативно-технологической документацией и должностными инструкциями.

6.1.2.3. Передавать персональные данные субъекта его представителям в порядке, установленном законодательством и нормативно-технологической документацией и ограничивать эту информацию только теми персональными данными субъекта, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функции.

6.1.2.4. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу только при наличии разрешения субъекта, при этом договор, на основании которого осуществляется передача, должен включать в себя обязанность обеспечения третьим лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

6.1.2.5. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу без получения разрешения субъекта только на основании федеральных законов, устанавливающих цель, условия передачи персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат передаче.

6.2. Хранение персональных данных:

6.2.1. Под хранением персональных данных понимается обеспечение в неизменном виде на протяжении срока хранения записей в информационных системах и на материальных носителях, информации на бумажных носителях.

6.2.2. Персональные данные субъектов обрабатываются и хранятся в информационных системах, на отчуждаемых носителях, а также на бумажных носителях в Банке.

6.2.3. Хранение персональных данных на отчуждаемых носителях или бумажных носителях может осуществляться при условии, что носители персональных данных хранятся в местах с ограниченным доступом, доступ в которые могут получить лишь сотрудники Банка, в чьи должностные обязанности входит обработка персональных данных.

6.2.4. Хранение персональных данных субъекта осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных и может осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки, если иное не предусмотрено федеральными законами или соглашением с субъектом персональных данных и в соответствии с п. 5.5 подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

6.3. Сроки хранения персональных данных, обрабатываемых в Банке, оговорены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

6.4. В течение срока хранения персональные данные не могут быть обезличены или уничтожены. В случае необходимости могут создаваться обезличенные копии персональных данных.

7. Доступ к персональным данным

7.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в п. 9.2. Положения, в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных». Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

7.2. Доступ к персональным данным может быть предоставлен работникам Банка или иным уполномоченным лицам.

7.3. Доступ предоставляется с учетом возложенных на работника обязанностей в порядке, предусмотренном Инструкцией по предоставлении доступа к ресурсам информационной системы Банка.

7.4. Перед получением доступа работник Банка или иное уполномоченное Банком лицо должны быть ознакомлены с настоящим Положением, с правилами по обеспечению безопасности обработки персональных данных, а также иными законодательными и локальными актами, регулирующими порядок обработки персональных данных.

7.5. Лица, получившие доступ к персональным данным субъекта, обязаны использовать их лишь в целях, для которых сообщены персональные данные и обязаны соблюдать режим конфиденциальности обработки и использования полученной информации (персональных данных субъектов).

7.6. Порядок доступа работников Банка или иных лиц в помещения, в которых ведется обработка персональных данных, осуществляется на основании должностных обязанностей в рамках правил внутреннего распорядка и распоряжений о доступе в конкретные помещения Банка.

7.7. Доступ к персональным данным в виде отчетных форм и твердых копий может также предоставляться сотрудникам правоохранительных, налоговых органов, Банка России, Агентства по страхованию вкладов и других организаций, уполномоченных осуществлять контрольные и аудиторские функции в отношении Банка в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных действующим законодательством. Доступ к персональным данным указанным выше сотрудникам контролирующих органов предоставляется только на основании письменных документов, подписанных уполномоченным лицом контролирующего органа, исключающих возможность несанкционированного доступа к персональным данным.

8. Права и обязанности оператора персональных данных и права субъекта персональных данных

8.1.Банк вправе:

8.1.1. Отстаивать свои интересы в суде.

8.1.2. Предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством или соглашением, заключенным с субъектом персональных данных.

8.1.3. Отказать в предоставлении персональных данных в случаях, предусмотренных законом.

8.1.4. Использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях предусмотренных законом.

8.2. Банк обязан:

8.2.1. При сборе персональных данных предоставить информацию об обработке персональных данных (по запросу).

8.2.2. В случаях, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, уведомить субъекта.

8.2.3. При отказе в предоставлении персональных данных субъекту разъяснять последствия такого отказа.

8.2.4. Опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящему Положению.

8.2.5. Принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2.6. Давать ответы на запросы и обращения субъектов персональных данных, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в порядке и сроки, предусмотренные законом.

8.3. Субъект персональных данных вправе:

8.3.1. Иметь доступ к его персональным данным и сведениям, а также обращаться к Банку в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных».

8.3.2. Обжаловать действия или бездействия Банка.

9. Порядок работы с обращениями субъектов персональных данных и регуляторов

9.1. Обращения от субъектов персональных данных (или их законных представителей) по вопросам обработки их персональных данных принимаются Банком в письменном виде или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.

9.2 Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении в Банк информации, касающейся обработки его персональных данных в т.ч.:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании ФЗ «О персональных данных»;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен ФЗ «О персональных данных»;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных ФЗ «О персональных данных»;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

9.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с ФЗ «О персональных данных», в том числе если:

1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;

5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

9.4. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору в целях получения сведений, указанных в п.9.2. Положения, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока обработки персональных данных, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в п.9.1. Положения, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

9.5. Банк обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством, в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

10. Защита персональных данных

10.1. Под защитой персональных данных субъекта понимается комплекс мер (организационно-распорядительных, технических, юридических), направленных на предотвращение неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных субъектов, а также от иных неправомерных действий.

10.2. Защита персональных данных субъекта осуществляется за счёт Банка в порядке, установленном ФЗ «О персональных данных», стандартом и рекомендациями Банка России.

10.3. Ответственность за разработку и контроль мер по обеспечению безопасности персональных данных несет Управление мониторинга и контроля рисков.

10.4. Ответственность за разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также за уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных, о внесении изменений в сведения об операторе в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, о прекращении обработки персональных данных, несет Управление развития информационных технологий.

10.5. Банк при защите персональных данных субъектов принимает все необходимые организационно-распорядительные, юридические и технические меры, в том числе:

10.5.1. Антивирусная защита.

10.5.2. Анализ защищённости.

10.5.3. Обнаружение и предотвращение вторжений и несанкционированного доступа к персональным данным

10.5.4. Управление доступом.

10.5.5. Обеспечение целостности.

10.5.6. Шифровальные (криптографические) средства (при передаче данных за пределами контролируемого периметра).

10.5.7. Организация нормативно-методических локальных актов, регулирующих защиту персональных данных, в том числе и при обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях.

10.5.8. При обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях, в частности, при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных работники Банка исполняют требования, установленные «Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687.

10.5.9. Размещение информационной системы, специального оборудования, в которых ведется обработка персональных данных в помещениях, исключающих возможность несанкционированного проникновения, а также имеющих ограниченный доступ.

10.5.10. Ограничение доступа в помещения, в которых установлены серверы.

10.5.11. Обеспечение сохранности съемных носителей в сейфах.

10.5.12. Регистрация запросов пользователей на получение персональных данных, а также фактов предоставления персональных данных по этим запросам в электронных журналах, позволяющих осуществлять контроль за соответствием доступа полномочиям.

10.5.13. Восстановление модифицированных или уничтоженных в следствие несанкционированного доступа данных.

10.5.14. Установление обязательства лиц, имеющих доступ к персональным данным, по неразглашению этих данных.

10.5.15. Обучение работников Банка, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, настоящему Положению, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

10.5.16. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

11. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных

Работники Банка, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с внутрибанковскими нормативными документами и законодательством Российской Федерации.