08.12.1998

WORLD ECONOMIC FORUM: Доверие к России.

В начале декабря в Москве состоялась выездная сессия Всемирного Экономического Форума. По приглашению WEF на ней побывал постоянный участник Давосских встреч, заместитель председателя Совета директоров банка "Центр-инвест", директор ЮТУ СБС-АГРО, профессор, доктор экономических наук Высоков Василий Васильевич. Он оказался не только единственным участником сессии от Ростовской области, но и одним из немногих представителей российских регионов.

1. It's a small world.

На регистрации участников московской встречи WEF мы обменялись визитками с одним из западных инвесторов. Когда я подарил ему свою книгу - "Пятилетка донских реформ" мой собеседник с радостью сообщил мне, что его коллега доложил ему об успешном визите в этот день губернатора области В.Ф. Чуба к Министру экономики. "Если Вы так информированы о наших делах, то Вам будет интересно услышать и последний афоризм нашего губернатора - "даже самый глубокий кризис не бывает всеобщим", а участие в московском Давосе ростовского представителя ещё одно подтверждение этому". "It's a small world - Этот маленький мир",- рассмеялись мы с собеседником.

It's а small world - так называется не только знаменитый аттракцион в Диснейленде. It's а small world - это ещё и один из самых ярких вечеров Давосского форума. В Москве всё было намного скромнее и по-деловому. За 24 часа было проведено 12 официальных мероприятий и произошло несчётное число контактов участников Форума, представлявших 80 % иностранных инвестиций в Россию.

Основатель и Президент WEF К.Шваб очень точно сформулировал необходимость проведения выездной сессии давосского форума в Москве: "Сегодняшние события в России будут определять лицо мира в XXI веке".

2. Экономика недоверия.

Доверие - вот главная потеря России в результате кризиса. Характеризуя нынешнюю ситуацию в России в своём выступлении на форуме, премьер-министр Е.Примаков использовал термин "экономика недоверия": не верит бюджет, не верят хозяйственники, не верят вкладчики, не верят инвесторы. В результате сбережения не становятся инвестициями, оптовики не закупают товар, производственники ждут кто первым рассчитается бартером. О необходимости восстановления доверия говорили и министры нового правительства, и ведущие политики России, и западные бизнесмены и аналитики. Каждый предлагал свои рецепты в разных сферах. Но все были едины в одном - без доверия Россия не сможет преодолеть кризис.

Позитивными моментами для восстановления доверия все признавали уход от противостояния Правительства и Думы. Это по мнению экс-премьера В.Черномырдина даст шанс новому кабинету быть более радикальным в своих действиях, чем прежнее правительство. Характерно, что Г.Селезнёв, выступая после Е.Примакова, несколько раз назвал последнего "наш премьер" и убеждал инвесторов в том, что Госдума готова взять на себя ответственность за деятельность правительства и принять необходимые законы по защите их интересов.

Однако, в практическом плане в речи премьера в качестве шагов по восстановлению доверия больше приводилось примеров того, что правительство не сделало: не начало национализацию, не установило фиксированный валютный курс, не отменило импорт, не остановило хождение доллара, не начало неконтролируемую эмиссию. По словам Примакова, правительство намерено восстановить в первую очередь доверие самих россиян, которые вывезли свои средства из России. Это планируется достигнуть объявлением налоговой амнистией и введением для таких средств номерных счетов. А вот судьба добропорядочных вкладчиков останется в рамках тех ограничений, по которым их счета переведены в Сбербанк.

Уже на другой сессии К.Бендукидзе предложил присутствующим оценить привлекательность инвестиций за рубежом и в России. Оказалось, что сами россияне считают вклады за рубежом более привлекательными, т.е. "интегрально мы чувствуем большее количество рисков, а если граждане сами не доверяют своей стране, то этого нельзя требовать от иностранных инвесторов".

Ещё более жёстко увязал вопрос доверия и реформ, выступавший на политической сессии Г.Явлинский: "Если 79% населения не доверяет правительству, то российские реформы не существуют в принципе".

3. Курсы реформ.

Никто из участников московского заседания WEF не отрицал необходимости продолжения реформ в России, но о путях реформирования высказывались разные точки зрения.

Прежде всего нужны политические реформы. Именно перекос в сторону экономической реформы послужил причиной кризиса. В отличие от представителей левой ориентации, лидер "Яблока" Г.Явлинский признаёт, что за 7 лет было сделано многое и для сохранения политического доверия необходимо снять все требования о досрочной отставке президента. Но реформы надо было делать не для Запада, а для российских граждан, не переписывать рекомендации МВФ, а убеждать его в правильности наших реформ. Потому, что сотрудничество с Западом это будущее... наших детей.

В политической сфере В.Черномырдин предложил срочно изменить Конституцию России, с целью перераспределения полномочий от президента к правительству и парламенту. Его соратник В.Рыжков тоже считает, что нам надо уйти от "царистской модели" политического устройства к более демократическому обществу.

Редко кто из российских участников не критиковал решения предыдущих правительств, но в выступлении вице-премьера Ю.Маслюкова и аналитика Совета Федераций С.Глазьева новые предложения сводились к созданию государственных институтов развития: принятие бюджета развития, создание Банка реконструкции и развития, агентства по страхованию, целевого финансирования. Правда первый зам. министра экономики А.Свинаренко честно признался, что многие положения нынешней программы были разработаны ещё прежним составом Правительства, в том числе механизм проведения инвестиционных конкурсов, создание постоянно действующей выставки инвест-проектов, разработка отраслевых стратегий развития на основе анализа рыночной конъюнктуры. Западные эксперты согласились с представителями Минэкономики в том, что наилучшие перспективы после прошедшего кризиса имеют лёгкая, пищевая, металлургическая промышленность и экспортоориентированные отрасли. Тот, кто знаком с отраслевой структурой хозяйства Ростовской области, может понять, как приятно было слышать о новом шансе для донских предприятий. Крупный турецкий инвестор С.Тара, уже вложивший в Россию 350 млн. долларов, с удивлением приводил примеры того, что даже после кризиса на московских прилавках импортные овощи остаются не только конкурентоспособными, но и единственными. В перерыве между сессиями мне удалось рассказать г-ну С.Тара о том, как совсем недавно на Дону успешно работал "овощной конвейер".

В дискуссиях об адресной государственной поддержке российского производства западные партнёры занимали жёсткую, опирающуюся на личный опыт, позицию: "Если компания не конкурентна - забудьте о ней вообще!" К.Бендукидзе дал самое простое объяснение того, почему он выступает против льгот и привилегий: "Из-за своей неторопливости я уверен, что буду в этой очереди последним, или предпоследним. Что ещё хуже."

Основные позиции, между которыми проходил водораздел дискуссии о путях российских реформ - это "равные условия для всех" и "адресная поддержка приоритетных направлений" Губернатор Новгородской области М.Прусак сформулировал свою позицию так - "продолжение реформ независимо от смен правительств". Хорошо известно, что льготы по местным налогам для иностранных инвесторов и банков на новгородчине позволили создать за короткий срок 27 крупных совместных предприятий, из которых только два не выдержали ударов кризиса. К сожалению идея "массовой офшоризации" Ростовской области не нашла отражение в областном законе "о поддержке инвестиций".

Ещё по одному вопросу, важному для жителей Дона, хотелось бы довести мнение участников международного форума. По мнению Маслюкова вопрос о земле может потерпеть ещё 2000 лет. Г.Явлинский считает, что медлить нельзя, но решать его надо дифференцировано, с учётом региональных особенностей. Для иностранных инвесторов даже условия аренды городских промышленных земель на 49 лет не могут считаться удовлетворительными, поскольку не гарантируют права арендатора при изменении собственника.

4. Романс о финансах, налогах и банках.

Любая "адресная" поддержка российского производителя требует средств. В федеральном бюджете их нет. На обслуживание государственного долга в 1999 году требуется 60% бюджета страны. Одновременно Правительство пытается перенести налоговое бремя с производителя на население. Но пирог слишком мал. С.Наунтон - один из руководителей PriceWaterhouseCoopers в России, очень близко оценил ситуацию с налогами в России, уничтожавшую, по его мнению, производителя -"останутся только кости, чтобы их могла погрызть налоговая система". Его коллега Л.Мамет достаточно подробно изложил проблемы налогообложения при географическом расширении бизнеса, когда создаются филиалы и другие подразделения компании. Оказалось, что острота этих проблем для западных компаний, решивших создать филиальную сеть в России столь велика, что новый руководитель государственной налоговой службы России Г.Босс пообещал создать специальное подразделение для сквозного налогового учёта VIP-клиентов.

Основной проблемой взаимодействия Госналогслужбы и Министерства финансов сегодня является сокращение налоговых ставок в надежде на увеличение собираемости налогов. То обстоятельство, что руководители этих двух ведомств выступали в одном и том же зале, но с получасовой разницей наводит на мысль о не полном совпадении их взглядов. Специалисты в зале скептически оценивали возможность увеличения доходов федерального бюджета за счёт перераспределения собираемых налогов с регионов в пользу федерации, увеличения экспортных пошлин (пример - падение цен на нефть) и применения новых налогов (с продаж, на вменённый доход). По их мнению 90 % проблем полного сбора налогов зависит от механизма собираемости и лишь 10 % от качества самих налогов. Сомнения вызвали и обещания представить бюджет 1999 г. в ведомственной структуре, хотя лимиты государственных денег, установленные для каждой бюрократической структуры - правильный шаг. Снисходительное внимание к выступлению министра финансов М.Задорнова было связано с чётким пониманием большинства участников того, что сегодня российская экономика не может прокормить армию бюджетников, а предприятия, рассчитывающиеся на 80% бартером, не могут наполнить бюджет. Бюджет - зеркало того, что происходит в экономике, а для нормальной работы в России не только иностранным, но и нашим инвесторам, по мнению президента ДюПонт де Немур М.Врейзен, не хватает прозрачности и оперативности. Такое же мнение высказал и директор Нестле Фуд в России А.Шлейпфер, указавший на необходимость законодательства без преференций, без групп влияния, с независимыми судьями, с климатом уверенности и безопасности. Министр внешней торговли Г.Габуния и зам. министра экономики В.Коссов подтвердили намерения российского правительства двигаться в этом направлении. Премьер-министр пообещал заменить взаимозачёты бартером, на взаимозачёты с использованием денежных средств. Но для проведения таких взаимозачётов нужна прочная банковская система.

С точки зрения западных коллег, российская банковская система напоминает "тёмный мрачный дом, который покинули жильцы и только изредка доносятся стоны живых мертвецов". Столь мрачная картина заставила меня втянуться в дискуссию и доказывать, что в регионах банки не только живы, но и успешно работают, в том числе и по оценкам на основе международных стандартов.

В ходе дискуссии западные банкиры согласились с тем, что предложение Центробанка России об участии нерезидентов в санации банков-банкротов малопривлекательны. Наоборот, интерес к сотрудничеству вызывают лишь банки, успешно прошедшие кризис. Были достигнуты договорённости о продолжении совместного обсуждения конкретных форм такого сотрудничества. Западные и российские коллеги были единодушны в том, что восстановление доверия к банкам без участия международных банков невозможно. Доверие - это не академический вопрос, это будущее банковской системы России. Такая система должна включать не только, и не столько банки с российским капиталом и менеджментом. Её составной частью должны стать международные банки, обслуживающие российских клиентов.

Интересно мнение С.Наутон о том, что восстановление банковской системы начнётся с региональных банков, не потерявших доверия. Доверие нельзя установить диктатом, нужна кропотливая работа. Самым первым шагом в этом направлении является внедрение в России международных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, обеспечивающих прозрачность банков.

5. "Мы хотим, чтобы нас поняли..."

Организаторы Форума стараются представить самый широкий спектр мнений и позиций, не выделяя своих симпатий и антипатий к кому-либо из участников. Мне уже приходилось рассказывать о том, что такое "дух Давоса": на мероприятиях Форума не принимают резолюции, но они формируют новое представление об окружающем мире.

В ходе 24-часового марафона встреч и наблюдений я старался уловить то, что изменилось в России после кризиса. Когда за объединённым столом вместе оказались М.Потанин и Г.Зюганов, а потом они последовательно приветствовали участников, и каждый из них призывал инвесторов работать в "обновлённой" России, мне показалось, что именно такой союз "труда и олигархов" наиболее точно отражает современное состояние российского общества. Однако, мне повезло оказаться за одним столом вместе с Е.Ясиным и П.Дерби - руководителем Диалог-банка. Потомок кубанских козаков и голландских судовладельцев Петр Дерби девять лет успешно работал в американском банке и, поверив в российские реформы, вложил свои собственные средства в создание российского банка. Очень профессионально анализируя причины российского кризиса, он убедительно доказывал, что его корни лежат в нечистоплотной игре ещё на стадии знаменитых залоговых аукционов, что они сохранятся и в будущем, если в разных аудиториях лидеры коммунистов будут давать прямо противоположные обещания. После этой беседы я понял, что Потанин и Зюганов - это отнюдь не образ современной России - это крайние позиции, между которыми должен пролегать путь российских реформ.

Подведение итогов московской встречи WEF ещё раз подтвердило это ощущение. Потому что доверие обеспечивается равными правилами игры для всех, и практическим опытом успешной работы в России тех, кто соблюдает эти правила.

В выступлении Е.Примакова было высказано пожелание всем участникам Форума: "Мы хотим, чтобы нас поняли". Уверен, что вопросы, которые задавали членам нового кабинета как российские, так и зарубежные участники, позволят нам самим, и в том числе членам Правительства лучше понять самих себя. В конце концов, как подчёркивал ещё Дж.М.Кейнс - "именно идеи правят миром". Несомненно, что встреча в Москве дала новый импульс новым идеям, которые предстоит претворить в жизнь и в России, и у нас на донской земле. Но главный вывод, который я сделал для себя - надо продолжать работать так, чтобы оставаться конкурентоспособным при любой экономической конъюнктуре.

В.Высоков, д.э.н., профессор


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 15.08.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 65.40 67.20
EUR  1 74.60 76.45
GBP  1 83.80 86.10
CHF  1 66.10 68.40
CNY  10 87.60 100.70
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».