04.06.1999

Кредитная политика Ростовской области

1. Восстановление доверия. Слово credit означает "он верит". После кризиса главным направлением кредитной политики является восстановление доверия: населения к банкам, банков к предприятиям, предприятий к платежеспособным клиентам.

Ростовские банкиры доказали свой профессионализм в ходе кризиса. Однако население изъяло вкладов на 200 млн. $, и эти деньги в настоящее время обслуживают теневой оборот.

Первым шагом к восстановлению доверия между населением, банками и предприятиями должно стать обеспечение прозрачности бюджетных потоков. Для этого необходимо:

  • обеспечить открытый доступ и автоматическое исполнение графиков платежей по финансированию из областного и местных бюджетов;
  • сделать прозрачными процедуры возвратного финансирования бюджетных средств;
  • распределять эти средства на конкурсной основе.

Администрация области уже начала работу по этим направлениям. Однако требуется подготовка документов и предложений по порядку использования и управления средствами различных фондов администрации Ростовской области совместно администрацией и банками.

2. Восстановление платежей и расчетов. Объем задолженности предприятий Ростовской области в 1,5 раза превышает годовой объем производства. В результате роста задолженности нарастает угроза массовых банкротств и перехода под контроль криминальных структур системообразующих предприятий Дона.

Технология расшивки неплатежей изложена в книге "НЕ-ПЛА-ТЕ-ЖИ: управление предприятием в условиях неплатежей" (г.Ростов-на-Дону,РГЭА,1996). Более дух лет в администрации находятся предложения по созданию ростовского клуба кредиторов, включающих представителей поставщиков газа, электроэнергии, Министерства финансов области и банков. Однако вместо комплексного, прозрачного подхода периодически пробиваются частные схемы, которые зачастую решают проблему задолженности одних кредиторов за счет интересов других. Необходимо принять решения по предложениям о создании клуба кредиторов для открытого рассмотрения и решения проблем задолженности ростовских предприятий.

3. Эффективность использования финансовых ресурсов. Восстановление доверия в денежно-кредитной сфере и системы платежей требует одновременно резкого усиления работы по более эффективному использованию финансовых ресурсов, как на предприятиях, так и в бюджетной сфере. Экономика Дона не сможет стать конкурентоспособной, если финансирование так называемых бюджетников не будет сокращено на 50%. При этом одновременно должна быть проведена масштабная коммерциализация бюджетной сферы:

  • сокращение сотрудников администрации области, министерств, ведомств, унитарных предприятий и перевод их на работу консалтинговые фирмы;
  • финансирование медицинских учреждений только через систему медицинского страхования при обязательном софинансировании медицинскими страховым компаниями технического оснащения медицинских учреждений на конкурсной основе;
  • перевод всей системы образования на платное софинансирование с введением льгот по налоговым отчислениям в местный бюджет в счет спонсорской помощи учреждениям образования;
  • проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Сокращение расходов на содержание бюджетников позволит снизить налоговое бремя на предприятия, увеличить объем оборотных средств, снизит потребность в кредитах, уменьшит себестоимость и повысит конкурентоспособность продукции предприятий Ростовской области.

Необходимо изменить менталитет руководителей областных министерств и ведомств: вместо борьбы за распределение скудных бюджетных средств необходимо ввести ответственность каждого ведомства за наполнение бюджета. Одновременно, многочисленные контролирующие органы вместо фискальных функций должны на систематической основе (ежемесячно) представлять губернатору свои предложения по увеличения базы налогообложения за счет развития различных сфер народного хозяйства.

Параллельно необходимо проведение работы по реструктуризации всех систем управления предприятиями: производства, маркетинга, финансами и персоналом. (Этим и могли бы заняться снятые с государственного довольствия чиновники.) Следует жестко увязать предоставление налоговых льгот с программами реструктуризации управления предприятиями.

4. Активизация инвестиционной деятельности. Низкий уровень доходов стимулирует более высокую долю потребления. Поскольку без реструктуризации предприятий невозможно нормализовать выплаты по заработной плате, необходимо на уровне предприятий стимулировать процесс участия работников в инвестициях.

На региональном уровне необходимо обеспечить прозрачность инвестиционных проектов для привлечения средств населения. При наличии такой прозрачности банки, инвестиционные и страховые компании смогли бы привлечь средства населения.

Стимулировать инвестиционную активность могли бы и меры по льготному налогообложению, инвестиционные налоговые кредиты. В частности, ставки налогов на прибыль банков, установленные местными законодателями на уровне 43% стимулирует местные банки делать инвестиции в экономику Москвы (ставка налога на прибыль -35%), С-Петербурга (22%).

5. Система государственной финансовой поддержки. Освобождение бюджета от расходов по содержанию бюджетной сферы позволяет увеличить объем средств для поддержки реального производства. Но и в этом направлении необходимо использовать более современные, более эффективные методы, в частности, механизмы, традиционно используемые в работе банков развития, как кредитных государственных учреждений, стимулирующих инвестиционную деятельность за счет:

  • определения направлений финансирования; Сам факт направления государственных инвестиционных средств в тот или иной сектор экономики является стимулированием для коммерческого кредитования этого же и/или смежных секторов. В зависимости от правильного подбора механизмов конкурсного отбора, софинансирования можно добиться увеличение объемов финансирования в данный сектор в 2-5 раз, превышающий объемы собственно государственного финансирования.
  • предоставления кредитов на конкурсной основе; Проведение конкурсных отборов позволяет снизить затраты на 30-50 %, как по проектам, так и по исполнителям, что равносильно увеличению объемов финансирования в 1,5 - 2 раза.
  • льготного кредитования; Льготные ставки кредитов не должны быть очень низкими, чтобы не превращать кредитование в прикрытие безвозмездного бюджетного финансирования. Кроме того следует использовать эффект мультипликации средств государственной поддержки на основе софинансирования проектов. Например, кредитование 20 % стоимости проекта по ставке 20 % , при покрытии оставшейся части за счет собственных средств (20 % по ставке, равной 0 % годовых) и коммерческого кредитования (60 % стоимости проекта по ставке 60 % годовых), позволяет увеличить сумму инвестиций в 5 раз, при их средней стоимости 40 % годовых.
  • удлинения сроков финансирования; Стабильное долгосрочное финансирование инвестиционных проектов позволяет оценивать затраты не по номинальной, а по эффективной ставке. При годовой ставке кредитования 20 % и сроке 5 лет эти различия составят 65 % стоимости кредита. Такое сокращение стоимости кредита позволяет увеличить объем инвестиций на 25 %.
  • покрытия рисков; Предоставление государственных гарантий на уровне 40-80 % от суммы кредита при 10 % вероятности невозврата кредита позволяет снизить ставку кредитования со 100 % годовых до 82-67 % Сокращение ставки кредитования за счет предоставляемых гарантий позволяет увеличить объем инвестиций на 20-50 %.
  • реализации социально значимых проектов; Если предположить, что реализация крупных социально значимых проектов снижает издержки предприятий, населения на 5 %, то при уровне рентабельности в 20 % прибыль возрастает на в 1,25 раза.
  • взаимодействия с органами власти и коммерческими структурами; Реализуя определенные схемы финансовой поддержки инвестиций, можно добиться привлечения дополнительных инвестиций за счет средств населения, международных финансовых организаций. В ряде случаев для этого потребуется оперативное принятие законодательных решений, которые должны быть подготовлены администрацией области.

Таким образом, комплексное использование механизмов финансовой поддержки инвестиций позволяет инициировать инвестиционные процесс в масштабе, в 6-8 раз превышающем прямые государственные инвестиции. Даже если региональный банк развития будет выполнять только функции катализатора инвестиционной активности, создание такого инструмента является вполне оправданным.

6. Ростовские банки на пороге 2000г. Развитие банковской системы в Ростовской области шло в русле общероссийских тенденций:

  • бурный рост числа самостоятельных банковских учреждений в 1991-93 гг.;
  • сокращение числа банков в результате конкуренции и перераспределения клиентуры;
  • экспансия иногородних банков;
  • новый передел рынка после кризиса 17.08.98

Среди особенностей проявления этих тенденций в Ростовской области следует особо отметить:

    грамотную политику ГУ ЦБ по Ростовской области, которое поддерживало создание новых банков и использовало свой авторитет для недопущения недобросовестной конкуренции;

    достаточно высокий уровень квалификации в банковской сфере местных специалистов, обеспечивших успешную работу не только местных банков, но и иногородних филиалов.

7. 1999 год: анализ исходного состояния. Кризис августа 1998г. укрепил позиции ряда местных банков за счет перераспределения клиентуры филиалов московских банков. Одновременно сократилось число мелких банков.

Опорные банки. В рамках программы реструктуризации российской банковской системы в Ростовской области опорными банками определены: Донинвест, Метракомбанк, Донхлеббанк, Центр-инвест и Донкомбанк. На долю этих банков приходится половина совокупного капитала, активов, кредитов и депозитов местных банков. Эти банки имеют наиболее разветвленную сеть филиалов и устойчивую клиентскую базу.

Отказ Донкомбанка от публикации показателей его работы на 1.01.99 позволяет ограничиться анализом только четырех банков.

SWOT - анализ опорных банков Ростовской области

Банк

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Донинвест

Влияние в регионе

Отвлечение средств в крупные проекты

Успех в реализация проектов

Потеря ликвидности

Метракомбанк

Крупный клиент

Риски одного клиента

Развитие в рамках Северного Кавказа

Государственное регулирование СКЖД

Донхлеббанк

Знание зернового бизнеса

Масштабы банка меньше масштабов бизнеса

Присоединение к крупному банку на выгодных условиях

Перевод зернового бизнеса в другие банки

Центр- инвест

Инновационый банк

Исключительно легальные методы работы

Присоединение к иностранному банку

Ограниченность бизнеса масштабами легального рынка

Средние банки. К числу таких банков следует отнести банки, обладающие капиталом более 1 млн.$ либо активами, превышающими 10 млн.$.

SWOT - анализ средних банков Ростовской области

Банк

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Донбанк

Знание локального рынка

Ограниченность локального рынка

Устойчивое развитие

Выход крупных банков на локальный рынок

Донской народный

Поддержка крупного клиента

Ограниченность локального рынка

Участие в реструктуризации угольной промышленности

Казначейское распределение средств на реструктуризацию

Стелла-банк

Устойчивая клиентура

Ограниченность клиентуры

Оказание дополнительных услуг клиентам

Переход клиентов в другие банки

Южный регион

Осторожная стратегия

Отсутствие филиальной сети

Перевод клиентов из других банков

Возврат клиентов в другие банки

Мелкие банки. Для нормального функционирования банка с минимальным штатом персонала необходимо иметь капитал не менее 1млн. $ и активы, превышающие 10 млн. $. Банки, не достигшие этих показателей не в состоянии обеспечивать клиенту необходимый набор услуг и выполнять требования Банка России.

Кризис породил несколько легенд о роли мелких российских банков. Первая легенда: мелкие банки во время кризиса проводили платежи без задержек. На самом деле мелкие банки без задержек проводили мелкие платежи. Вторая легенда: крупные банки после кризиса не смогут восстановиться. Да, это действительно так, но они смогут перевести свои активы в другие банки, что они успешно и делают. Легенда третья: в России могут существовать мелкие банки. Как правило, такие банки обслуживает теневой оборот узкого круга доверенных лиц, оказывает ограниченный круг услуг и сторонний клиент подвергается в таком банке большому риску. На долю этих банков приходится в совокупности менее 15% капитала и 7% активов местных банков. Наиболее здоровые из этих банков потенциально могут вызвать интерес в качестве базы филиалов местных или иногородних банков. Остальные могут приобретаться с целью проведения разовых операций с последующей ликвидацией банков.

SWOT - анализ мелких банков Ростовской области

Банк

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Мелкие банки

"Своя" ниша на рынке

Ограниченность клиентов

Продажа любому инвестору

Отсутствие спроса у инвесторов

Филиалы иногородних банков. В 1993-95 гг. экспансия иногородних банков сдерживалась административными методами. В последующем иногородние банки проникали в область через филиалы дочерних структур своих клиентов. С 1997 г. Ростовская область становится все более привлекательной для иногородних банков как объект инвестиций. В области начали активно работать структуры Инкомбанка, МЕНАТЕПа, СБС-АГРО. После кризиса клиенты этих банков перешли на обслуживание в Сбербанк и, частично, в местные банки.

Проблемная ситуация в головных банках, филиалы которых работают в Ростовской области, заставляет сегодня привлекать средства населения, в основном - валютные депозиты, по повышенным ставкам с вероятностью невозврата привлекаемых средств 4-6 %. Одновременно возрастает угроза участия филиалов иногородних банков в банкротстве местных предприятий и передачи их под контроль иногородних структур.

SWOT - анализ филиалов иногородних банков Ростовской области

Банк

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Филиал иногороднего банка

Капитал головного банка

Ограниченная самостоятельно сть

Обслуживание крупных клиентов

Проблемы головного банка

8. Перспективы развития ростовских банков. Общеэкономическая ситуация заставляет местные банки либо включиться в борьбу за передел оставшихся сегментов рынка, либо предложить своим клиентам новые продукты, которые позволят вместе с клиентами начать захват новых рынков в новых экономических условиях. Для оценки перспектив развития местных банков принципиально важным является легализация финансовых потоков:

  • уход от кредитно-депозитных схем выплаты зарплаты на предприятиях - клиентах банка;
  • контроль ценообразования на экспортируемую продукцию;
  • конкурсная поддержка и создание прозрачных схем софинансирования инвестиционных проектов.

При сохранении нынешних масштабов теневой экономики местные банки, независимо от их величины и официальной роли, на региональном рынке сохраняют свою жизнеспособность. По мере легализации бизнеса клиентов будет возрастать спрос на качественные банковские услуги банков, освоивших методы работы по международным стандартам учета и отчетности. В этой ситуации остро встает вопрос об увеличении капиталов опорных и средних банков. Поскольку средств на увеличение капитала у большинства акционеров местных банков недостаточно, следует внимательно рассмотреть вопрос об объединении региональных банков.

9. Варианты объединения ростовских банков. Существует несколько принципиально возможных схем объединения ростовских банков. Ниже приводиться оценка реалистичности наиболее типовых из этих схем.

Синдицированные кредиты. У опорных и средних банков в настоящее время существует проблема нарушения нормативов кредитования на одного заемщика. Но даже без этих ограничений банки не в состоянии самостоятельно выдать кредиты на большую сумму. Синдицированный кредит предполагает участие нескольких банков в кредитовании одного заемщика. При этом возникают следующие проблемы межбанковского взаимодействия:

  • расчетно-кассовое обслуживание клиента, получающего синдицированный кредит;
  • распределение залогов между банками - участниками синдиката;
  • соотношение рисков и доходности при участии в синдицированном кредитовании и кредитовании по межбанковским кредитам.

Опыт создания синдикатов при размещении облигационного займа газификации Ростовской области, сокредитования ОАО "Электросвязь", Донхлебопродукта свидетельствует о том, что, в конечном счете, клиент заключает несколько кредитных соглашений для реализации своего проекта с разными банками.

Создание холдинга. При создании холдинга предполагается передача контрольных пакетов банков-участников новому юридическому лицу. Даже если допустить возможность такой добровольной передачи, остается неясным цели и функции нового юридического лица - управляющей компании:

  • для назначения и освобождения руководителей банков-участников холдинга требуется абсолютный контрольный пакет;
  • для осуществления банковской деятельности необходимо получение банковской лицензии на управляющую компанию;
  • для установления единых ставок и тарифов требуется дополнительное разрешение антимонопольного комитета;
  • для выдачи синдицированных кредитов требуется оформление кредитных договоров и договоров залога в обычном порядке.

Наиболее грамотно проблема холдинга была решена в СБС-АГРО, где в рамках банковской группы на баланс юридического лица "СБС-недвижимость" преданы все объекты недвижимости и имущество банковской группы. Такая передача возможна лишь при наличии абсолютных контрольных пакетов банков-участников с их полной последующей ликвидацией. Однако и механизм банковской группы СБС-АГРО вызывал серьезную критику со стороны Банка России.

Слияние и присоединение банков. В рамках действующего законодательства реорганизация банков в форме слияния или присоединения требует до 5 месяцев кропотливой юридической работы. Механизмы такого рода объединений были разработаны банком "Центр-инвест" в рамках переговоров с ростовскими банками. Однако практика реализации этих механизмов свидетельствует о наличии серьезных препятствий:

  • противодействие объединению со стороны ведущих менеджеров;
  • боязнь акционеров потери "специфических" услуг;
  • опасения потери самостоятельности при переходе к статусу филиала.

С учетом этих препятствий банк "Центр-инвест" разработал систему хозрасчета, которая реализована во взаимоотношениях головного банка и филиалов. Система предусматривает выполнение филиалом нормативов Банка России, обмен ресурсами между филиалами по ставке рефинансирования, распределение расчетной прибыли филиала в равных пропорциях между головным банком, фондами развития и потребления филиала.

Реально процесс объединения ростовских банков будет происходить под воздействием клиентов, которые постепенно будут отказываться от "специфических" услуг и переходить в банки обеспечивающие нормальное расчетно-кассовое обслуживание и кредитование клиентов


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

Курсы наличной валюты

с 19.11.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 64.75 66.80
EUR  1 73.70 75.70
GBP  1 83.50 86.00
CHF  1 64.30 66.70
CNY  10 86.00 99.20
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».