15.09.2014

Бизнес-решения для социальных задач

Барьеры, которые приходится сегодня преодолевать на пути получения современных знаний, на самом деле находятся внутри нас. Опыт и навыки предпринимателей по преодолению этих барьеров в сфере бизнеса важны и полезны для обучения молодёжи. Практические шаги здесь куда нужнее теоретических рассуждений.

В современном обществе возрастает роль социальных благ и услуг. Традиционные рыночные механизмы в этой сфере работают недостаточно эффективно, задачи перерастают в проблемы, и предприниматели вынуждены быть социально ответственными и находить решения социальных проблем. Социальная ответственность бизнеса выходит за рамки получения прибыли, обеспечения занятости и уплаты налогов, она вынуждена включать контроль за эффективным расходованием бюджетных средств. Если бюджетные средства расходуются неэффективно, то снижается эффективность бизнеса, нарастает социальное напряжение, растёт пропасть между бедными и богатыми, и, в конечном счёте, происходит смена и власти, и бизнеса. Власть и крупный бизнес нуждаются в малых и средних предприятиях: если между президиумом и галёркой нет малого бизнеса, то галёрка и президиум меняются местами.

Пока о социальной ответственности бизнеса больше всего любят рассуждать социально безответственные чиновники и политики. Свою неспособность эффективно использовать имеющиеся ресурсы они часто заменяют риторикой о необходимости социальных поборов с бизнеса на реализацию очередных спецпроектов. Социальное предпринимательство требует использования специальных бизнес-технологий решения социальных проблем.

В 1999 году команда менеджеров открыла в Ростове-на-Дону «Центр-Интернет» — проект бесплатного обучения школьников основам интернета. Не забуду первую реакцию чиновника из областного министерства образования: «Вы всё неправильно сделали: деньги надо было отдать нам, а мы бы уже их правильно поделили». За четыре года в центре прошли подготовку более трёх тысяч школьников; из них выросли неплохие специалисты, которые до сих пор при встрече благодарят за полученные в детстве знания.

Социальная справедливость и экономическая эффективность

Размышления о социальной справедливости породили разные модели «честного» распределения: «всем поровну», «каждому по труду», «каждому по потребностям». Действительно, если в обществе существует большой разрыв в доходах разных социальных групп, то либо стабильность в нём приходится поддерживать с помощью диктатуры, либо происходит социальная революция. В реальном бизнесе постоянно приходится решать аналогичную задачу. Каждый человек бесценен, но между сотрудниками можно разделить только полученный доход. Задача не имеет однозначного решения, но экономисты придумали много моделей «справедливой» оплаты: по отработанному времени, по выработке, по нормативам, по конечным результатам, по участию в прибылях, по ключевым индикаторам и так далее, которые должны помочь найти оптимальное соотношение между социальной справедливостью и сохранением стимулов к эффективной работе. Если всем давать «по справедливости», то у плохих работников не появляется стимулов к эффективному труду, а хорошие сотрудники теряют стимулы эффективной работы. Искусство управления персоналом как раз и состоит в нахождении очень тонкой грани между справедливостью и эффективностью.

Современные предприниматели понимают, что бизнес в условиях бедности не только сужает рынки сбыта, но и рождает риски социальных потрясений. Здесь важно избегать искушений в использовании оппозиции для социальных преобразований общества и разделять политику и бизнес.

Социальные проблемы инноваций и модернизации

Внедрение инноваций требует не только технического и финансового инжиниринга. Инновации — это прежде всего социальная проблема, поскольку при старой технологии «Я — начальник, ты ... не факт!», а при новой технологии «не факт, что я останусь начальником».

Общество — единство технологической и социальной структуры. Это единство наиболее ярко наблюдается в переходные периоды: старые элиты хотят «жить лучше» и для этого вынуждены менять технологическую структуру. Но новой технологической структуре требуются новые элиты. Возникшее противоречие нередко тормозит реформы и часто разрешается радикальными социальными преобразованиями в обществе. Для сохранения социальной стабильности при непрерывных технологических преобразованиях элита должна ориентироваться не на однократные переходы, а на непрерывные трансформации. Современное общество выходит на траекторию непрерывных инноваций и может сохранять свою стабильность, если и бизнес, и власть, и само общество готовы к постоянному обновлению.

Сегодня издаётся огромное количество методической литературы с рекомендациями по управлению изменениями в организациях, но ни бизнес, ни общество ещё не освоили новые режимы работы с непрерывными трансформациями.

На интернет-портале «Предпринимательский всеобуч» удалось собрать знания и опыт 15 лет работы с малым бизнесом юга России и методические материалы по развитию предпринимательства, подготовленные за этот же период для чиновников, предпринимателей, студентов, школьников. Каждый грамотный человек (самостоятельно! бесплатно!!) может изучить эти материалы и, ответив на вопросы, получить сертификат об окончании курса по основам предпринимательства. Но предложения использовать интернет-портал

«Предпринимательский всеобуч» для обучения студентов вузов с последующим применением полученных знаний при написании курсовых и дипломных работ неожиданно встретили негативную оценку со стороны преподавателей, которые читают аналогичные курсы по учебным программам. Могу понять коллег — российских преподавателей, для которых каждый учебный курс — нагрузка, отработанные часы, зарплата... Однако «Предпринимательским всеобучем» уже воспользовались 6,5 тысячи пользователей, 1,2 тысячи из них успешно завершили обучение.

Общественные блага и услуги

Так называемые «общественные блага и услуги» — дороги, школы, больницы, коммуникации — начинают играть возрастающую роль по мере удовлетворения спроса на обычные товары и услуги. Для обычных товаров спрос и предложение балансируются с помощью цен. Особенность общественных благ и услуг в том, что они нужны всем, а платить за них не хочет никто. Более того, по мере роста доходов спрос именно на общественные блага растёт, и самый простой способ сбалансировать этот спрос с отстающим предложением — повысить тарифы на использование благ и услуг. Попытки сдержать рост тарифов стимулируют деградацию существующей инфраструктуры, снижение качества общественных благ и услуг.

В действительности спрос и предложение в сфере общественных благ и услуг можно и нужно сбалансировать за счёт перехода к более современным технологиям. К сожалению, модернизация инфраструктуры также связана с социальными проблемами инноваций и механизмами софинансирования инфраструктурных проектов. В этой сфере социальной ответственности населения пока не хватает. Подвалы, лестницы, чердаки, трубы, воздуховоды, лифты в многоквартирных домах используют все, а ремонтировать объекты общего пользования никто не спешит. В результате дома становятся ветхими и аварийными. Там, где жильцы осознают такую перспективу, они принимают решение о ремонте, в том числе за счёт кредитов. Банк «Центр-инвест» выдал около 70 кредитов для таких ремонтов. Поскольку у большинства жильцов подобной социальной ответственности за свои дома не наблюдалось, государство установило принудительный порядок сбора средств населения в региональные фонды ремонта многоквартирных домов. Теперь ремонт в них будут делать не по желанию жильцов, а «по графику».

Социальное партнёрство

Термин РРР: public private partnership (социально-частное партнёрство) на русский язык переводят как «государственно-частное партнёрство» (ГЧП), что резко ограничивает возможности привлечения бизнеса для развития инфраструктуры. Тот факт, что законодательство о ГЧП формируется очень долго, лишний раз подчёркивает сложность согласования явных и неявных интересов партнёров. В проектах РРР/ГЧП важно решить: а) проблему собственности и б) проблему софинансирования.

Если предприниматель на свои деньги построил дорогу, которой пользуются все, то как минимум надо гарантировать восстановление этой дороги после того, как кто-либо ещё (неважно, власть или бизнес) её разрушит для прокладки теплотрассы, водопровода или какой-либо другой общественно значимой цели. Для таких случаев, не дожидаясь принятия законов о ГЧП, можно на муниципальном уровне просто обеспечить регистрацию построенной дороги и обязать участников всех последующих проектов восстанавливать разрушенное.

Дорога может строиться за бюджетные средства (стандартный госзаказ), на средства предпринимателей (благотворительность в чистом виде), возможно смешанное финансирование (бюджет, бизнес, местные сообщества). Каждый из участников может внести свой вклад сразу, с рассрочкой платежа, или выкупить готовый объект. В реализации РРР/ГЧП проектов в мире накоплен огромный опыт, а нам приходится ждать, когда законодатели найдут универсальную формулу компромисса партнёров. К сожалению, пока ещё существующая инфраструктура ждать не может, а население уже и не хочет.

Социальное предпринимательство

Государство, действуя в интересах общества, взяло на себя ношу удовлетворения потребностей не только в обороне, защите правопорядка, но и в образовании, культуре, здравоохранении. Современные технологии позволяют удовлетворить многие потребности общества в этих отраслях с более высоким качеством и с меньшими затратами. Но государство боится оставить без работы своих служащих и чиновников, управляющих учреждениями социальной инфраструктуры. Мировой опыт определил критерии и требования для социального предпринимательства, которые можно использовать и в наших условиях: социальное предпринимательство должно решать социально значимую проблему на основе новых технологий, обеспечивать масштабируемость, самоокупаемость и финансовую устойчивость предложенных решений. Для управления рисками в сфере социального предпринимательства надо соблюдать главное правило любой предпринимательской деятельности: «Честность — самый лучший актив». Бриллиантовая стратегия социального предпринимательства: изучать международный опыт, сравнивать регионы, координироваться с правительственными и общественными кругами.

Государственная поддержка

Российское государство не стимулирует благотворительность. Однако финансовая модель фонда целевого капитала позволяет избежать, по крайней мере, двойного налогообложения. Фонд целевого капитала — это цивилизованная форма благотворительности. Целевой капитал формируется из средств учредителей, индивидуальных пожертвований, а также за счёт публичного сбора денежных средств. Попечительский совет фонда определяет направления использования доходов, полученных от управления целевым капиталом для решения социально значимых задач.

В 2007 году банком «Центр-инвест» для легальной поддержки бизнесом образования и науки на юге России создан Фонд целевого капитала «Образование и наука ЮФО». На данный момент капитал фонда составляет 100 млн рублей, что позволило за 2013 год получить доход в сумме более 7,5 млн рублей. Средства, направляемые в фонды целевого капитала, освобождаются от уплаты налогов. Пожертвования свыше 3 млн рублей позволяют назначать именные стипендии (имени предприятия, предпринимателя) для лучших студентов определённого вуза ЮФО.

Ежегодно организаторы фонда проводят онлайн-конкурс и поощряют лучших студентов и аспирантов южнороссийских вузов: ЮФУ, РГЭУ «РИНХ», РГМУ, ДГТУ, РГСУ, ИУБиП, ЮРИУ РАНХиГС при президенте РФ, ЮРГПУ (НПИ) имени Платова, РИ РГТЭУ, КубГУ, КубАГУ, КубТГУ, ВолГУ, формируя у них мотивацию к учёбе и активную гражданскую позицию. Сотрудничество с вузами позволяет освободить стипендии студентов от подоходного налога. Торжественная церемония награждения победителей проходит в рамках бала, по традиции проводимого в конце года. Студентыпобедители после сдачи зимней сессии выдвигают кандидатуры молодых преподавателей, которые получают гранты фонда в размере 100 тысяч рублей.

Гражданское общество и проблемы диалога

Гражданское общество начинается с самосознания каждого гражданина: «Государство — это я!» Гражданское общество должно быть компетентным, но само по себе гражданское общество не компенсирует некомпетентность власти. Решение любых проблем — технических, финансовых, социальных, педагогических — всегда и везде связано с переходом к новым технологиям, поэтому гражданское общество должно быть не только компетентным, но и креативным.

Кстати, фундаментальные результаты исследований о роли гражданского обществ стали известны миру более полувека назад: Кеннет Эрроу получил Нобелевскую премию за доказательство теоремы «о невозможности сведения частных предпочтений к общественным». В 2007 и 2009 годах Нобелевские премии были присуждены за новые результаты по принятию решений в социальных системах на основе «дизайна экономических механизмов». Прикладные результаты изучения роли гражданского общества чаще известны как задача оптимального выбора жениха и прекрасно описаны в пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба». Привлечение коллективного мнения не снимает проблемы, поскольку по поводу трёх женихов-кандидатов возможна ситуация, когда отсутствует единое мнение у мамы, бабушки и внучки. То есть проблемы рационального и справедливого выбора сохраняются и при принятии коллективных решений государственными институтами.

Но гражданское общество должно быть конструктивным, в том числе и в организации диалога общества, бизнеса и власти. В административных системах руководитель проводит совещание и принимает решение, за которое несёт персональную ответственность. Такая схема более эффективна, чем посиделки с представителями гражданского общества, которые завершаются протоколом встречи, созданием рабочих групп и разработкой «дорожных карт» без персональной ответственности проводников-Сусаниных.

Создание общественных палат порою рассматривают как механизм для выпуска излишков социального напряжения в обществе. Общественная палата должна не подменять, не прикрывать, а предупреждать общество о новых возможностях и новых угрозах в нашем быстро меняющемся мире. Профессионализм и опыт руководителей — членов Общественной палаты Ростовской области позволил сразу установить высокую планку для решения назревших социальных проблем на основе лучшей мировой практики. Поэтому члены Общественной палаты в самом начале своей работы сформулировали свою миссию как реализацию глобальных конкурентных преимуществ Ростовской области. Причём речь шла о преимуществах не только в сфере экономики, но и в культуре, искусстве, науке, образовании, здравоохранении, социальной защите, межнациональных отношениях, охране природы, даже в традициях работы средств массовой информации.

Результат работы Общественной палаты Ростовской области — не в умиротворении конфликтов, а в переходе к новым технологиям на основе знания лучшей мировой практики. Диалог между обществом и властью, который регулярно ведут члены Общественной палаты сегодня, — это ещё одно конкурентное преимущество Ростовской области.

Например, новое законодательство по созданию региональных фондов ремонта многоквартирных домов вызвало острую социальную напряжённость: жителям домов предлагалось собирать дополнительно к квартплате деньги в централизованный фонд и ждать, когда наступит время капитального ремонта дома по графику. Горячие дискуссии позволили министерству ЖКХ области грамотно сформировать базу данных, в которой каждый житель области смог узнать дату ремонта его дома. По итогам дискуссий были направлены предложения по федеральным законам. Через короткое время на федеральном уровне стало понятно, что собирать деньги на ремонты «завтра» малоэффективно, потому что ремонтировать дома надо было «позавчера». Поэтому опыт Ростовской области по кредитованию такого ремонта стал основой эксперимента Министерства ЖКХ России по использованию собираемых с населения средств не на накопление для будущего ремонта, а на погашение кредитов, использованных для жизни в уже отремонтированных домах.

Следующее поколение

Чтобы оказаться конкурентоспособными в глобальной экономике, наши дети должны быть в 20 раз умнее нас. Но они не могут быть умнее стандартов образования, написанных нашими ровесниками. Поэтому перед нами стоит задача не просто помочь следующему поколению

«обогатить свою память знанием тех богатств, которые выработало человечество», а научить молодёжь самостоятельно структурировать возрастающий поток информации.

В 2014 году банк «Центр-инвест» и Южный федеральный университет открыли Центр финансовой грамотности для населения). Это уникальный учебно-производственный комплекс по повышению финансовой грамотности, инновационному обучению и формированию практических навыков у студентов ЮФУ с привлечением специалистов банка. В проекте использованы новые образовательные технологии, позволяющие каждому студенту получить знания о современном финансовом мире, рисках и доходах, приобрести навыки принятия финансовых решений и знание об их последствиях для себя и окружающих.

Барьеры, которые приходится сегодня преодолевать на пути получения современных знаний, на самом деле находятся внутри нас. Опыт и навыки предпринимателей по преодолению этих барьеров в сфере бизнеса важны и полезны для обучения молодёжи. Практические шаги здесь куда нужнее теоретических рассуждений.

Предприниматели решают сегодня много социальных проблем, но общество пока слабо информировано об этой деятельности. Причина не только в скромности предпринимателей. Предпринимательская жилка каждый раз заставляет направлять на практические шаги каждый рубль, который можно потратить на благотворительность или на пиар благотворительной деятельности.


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 23.07.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 62.40 64.00
EUR  1 73.30 75.00
GBP  1 82.00 84.20
CHF  1 62.70 64.80
CNY  10 84.50 97.50
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».

Положение об обработке персональных данных ПАО КБ «Центр-инвест»

г. Ростов-на-Дону

2017 г.

1. Термины и определения

1.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных/субъекту).

1.2. Оператор персональных данных (оператор) — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. В рамках данного положения оператором является ПАО КБ «Центр-инвест» (далее — Банк).

1.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.4. Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иными лицами, получившими доступ к персональным данным, требование не раскрывать их третьим лицам и не допускать их распространения без согласия субъекта или иного законного основания.

1.5. Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

1.6. Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые работником Банка в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъектов либо иным образом затрагивающих их права и свободы или права и свободы других лиц.

1.7. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

1.8. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

1.9. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

1.10. Общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

1.11. Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

1.12. Информационная система персональных данных Банка — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение об обработке персональных данных (далее — Положение) разработано в соответствии Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. (далее — ФЗ «О персональных данных»), а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных.

2.2. Цель разработки Положения — определение порядка обработки персональных данных всех субъектов персональных данных, данные которых подлежат обработке, на основании полномочий оператора; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установление ответственности оператора по их охране и защите.

2.3. Порядок ввода в действие и изменения Положения.

2.3.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» и действует бессрочно, до его отмены или замены его новым Положением.

2.3.2. Изменения в Положение утверждаются Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест».

2.4. Состав персональных данных, цели и сроки их обработки в Банке представлены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

3. Сбор, создание и обработка персональных данных

3.1. Порядок получения (сбора) персональных данных:

3.1.1. Все персональные данные субъекта следует получать у него лично с его письменного согласия, кроме случаев, определенных в п. 3.1.5.2.- 3.1.5.4. настоящего Положения.

Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

3.1.2. Письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных должно включать:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено ФЗ «О персональных данных»;

9) подпись субъекта персональных данных.

3.1.3. Согласие субъекта на обработку его персональных данных действует на период до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих указанную информацию, определяемых в соответствии с законом РФ.

3.1.4.1 В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

3.1.4.2. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

3.1.4.3. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, прямо указанных в ФЗ «О персональных данных», или оснований, предусмотренных действующим законодательством.

3.1.4.4. Если персональные данные субъекта возможно получить только у третьей стороны до начала обработки таких персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

3.1.4.5. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные п. 3.1.4.4 Положения, в случаях, если:

1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

2) персональные данные получены оператором на основании ФЗ «О персональных данных» или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;

4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

5) предоставление субъекту персональных данных сведений, предусмотренных п. 3.1.4.4 Положения, нарушает права и законные интересы третьих лиц.

3.1.4.6. Третье лицо, предоставляющее персональные данные субъекта, должно обладать согласием субъекта на передачу его персональных данных Банку. Банк обязан при взаимодействии с третьими лицами заключить с ними соглашение о конфиденциальности информации, касающейся персональных данных субъектов.

3.1.5. Обработка персональных данных осуществляется:

3.1.5.1. С согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

3.1.5.2. В случаях, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения Банком возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.

3.1.5.3. В случаях, когда осуществляется обработка общедоступных персональных данных.

3.1.5.4. В иных случаях, предусмотренных ФЗ «О персональных данных».

3.1.6. Банк не имеет права получать и обрабатывать персональные данные субъекта о его расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

3.2. Порядок обработки персональных данных:

3.2.1. Субъект персональных данных предоставляет работнику Банка, ответственному за осуществление банковских операций и сделок, а также иных операций, предусмотренных уставной и хозяйственной деятельностью Банка достоверные сведения о себе.

3.2.2. На основании полученной информации сотрудник Банка проверяет наличие данных субъекта в информационной системе персональных данных. Если субъект отсутствует в информационной системе персональных данных, то сотрудник заносит полную информацию о субъекте, после получения согласия последнего. В случае наличия информации о субъекте в информационной системе — сверяет данные с ранее предоставленными (при необходимости вносит соответствующие изменения).

3.2.3. Обработка персональных данных субъекта может осуществляться исключительно в целях обеспечения предусмотренной уставом деятельности в рамках заключенных с клиентами договоров, осуществления трудовых и гражданско-правовых отношений на условиях соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов.

3.2.4. При определении объема и содержания, обрабатываемых персональных данных Банк должен руководствоваться требованиями Центрального Банка Российской Федерации, ФСБ России, ФСТЭК России и иных контролирующих органов, уполномоченных на осуществление этих функций в соответствии с законодательством РФ, Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О персональных данных», Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

4. Обезличивание персональных данных

4.1. Операция обезличивания персональных данных субъекта необратима.

4.2. При работе со сторонними разработчиками программного обеспечения Банк обязан обеспечить конфиденциальность в отношении персональных данных при необходимости проведения испытаний информационных систем как на территории разработчика, так и на территории Банка (очно или удаленно) и произвести обезличивание копий персональных данных в информационных системах, доступ к которым предоставляется разработчику.

5. Уничтожение персональных данных

5.1. При уничтожении персональных данных субъекта работники Банка не могут получить доступ к персональным данным субъекта в информационных системах.

5.2. Бумажные носители документов при уничтожении персональных данных уничтожаются, персональные данные в информационных системах обезличиваются. Персональные данные восстановлению не подлежат.

5.3. Операция уничтожения персональных данных необратима.

5.4. Уничтожение персональных данных производится по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении

5.5. Срок, после которого производится операция уничтожения персональных данных субъекта, определяется окончанием срока указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, если иное не определено соглашением с субъектом персональных данных или требованиями действующего законодательства.

6. Передача и хранение персональных данных

6.1. Передача персональных данных:

6.1.1. Под передачей персональных данных субъекта понимается распространение информации по каналам связи и/или на материальных носителях.

6.1.2. При передаче персональных данных работники Банка должны соблюдать следующие требования:

6.1.2.1. Не сообщать персональные данные субъекта в коммерческих целях третьим лицам и организациям. Обработка персональных данных субъектов в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи не допускается, если иное не предусмотрено соглашением с клиентом.

6.1.2.2. Осуществлять передачу персональных данных субъектов в пределах Банка в соответствии с настоящим Положением, нормативно-технологической документацией и должностными инструкциями.

6.1.2.3. Передавать персональные данные субъекта его представителям в порядке, установленном законодательством и нормативно-технологической документацией и ограничивать эту информацию только теми персональными данными субъекта, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функции.

6.1.2.4. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу только при наличии разрешения субъекта, при этом договор, на основании которого осуществляется передача, должен включать в себя обязанность обеспечения третьим лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

6.1.2.5. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу без получения разрешения субъекта только на основании федеральных законов, устанавливающих цель, условия передачи персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат передаче.

6.2. Хранение персональных данных:

6.2.1. Под хранением персональных данных понимается обеспечение в неизменном виде на протяжении срока хранения записей в информационных системах и на материальных носителях, информации на бумажных носителях.

6.2.2. Персональные данные субъектов обрабатываются и хранятся в информационных системах, на отчуждаемых носителях, а также на бумажных носителях в Банке.

6.2.3. Хранение персональных данных на отчуждаемых носителях или бумажных носителях может осуществляться при условии, что носители персональных данных хранятся в местах с ограниченным доступом, доступ в которые могут получить лишь сотрудники Банка, в чьи должностные обязанности входит обработка персональных данных.

6.2.4. Хранение персональных данных субъекта осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных и может осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки, если иное не предусмотрено федеральными законами или соглашением с субъектом персональных данных и в соответствии с п. 5.5 подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

6.3. Сроки хранения персональных данных, обрабатываемых в Банке, оговорены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

6.4. В течение срока хранения персональные данные не могут быть обезличены или уничтожены. В случае необходимости могут создаваться обезличенные копии персональных данных.

7. Доступ к персональным данным

7.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в п. 9.2. Положения, в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных». Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

7.2. Доступ к персональным данным может быть предоставлен работникам Банка или иным уполномоченным лицам.

7.3. Доступ предоставляется с учетом возложенных на работника обязанностей в порядке, предусмотренном Инструкцией по предоставлении доступа к ресурсам информационной системы Банка.

7.4. Перед получением доступа работник Банка или иное уполномоченное Банком лицо должны быть ознакомлены с настоящим Положением, с правилами по обеспечению безопасности обработки персональных данных, а также иными законодательными и локальными актами, регулирующими порядок обработки персональных данных.

7.5. Лица, получившие доступ к персональным данным субъекта, обязаны использовать их лишь в целях, для которых сообщены персональные данные и обязаны соблюдать режим конфиденциальности обработки и использования полученной информации (персональных данных субъектов).

7.6. Порядок доступа работников Банка или иных лиц в помещения, в которых ведется обработка персональных данных, осуществляется на основании должностных обязанностей в рамках правил внутреннего распорядка и распоряжений о доступе в конкретные помещения Банка.

7.7. Доступ к персональным данным в виде отчетных форм и твердых копий может также предоставляться сотрудникам правоохранительных, налоговых органов, Банка России, Агентства по страхованию вкладов и других организаций, уполномоченных осуществлять контрольные и аудиторские функции в отношении Банка в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных действующим законодательством. Доступ к персональным данным указанным выше сотрудникам контролирующих органов предоставляется только на основании письменных документов, подписанных уполномоченным лицом контролирующего органа, исключающих возможность несанкционированного доступа к персональным данным.

8. Права и обязанности оператора персональных данных и права субъекта персональных данных

8.1.Банк вправе:

8.1.1. Отстаивать свои интересы в суде.

8.1.2. Предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством или соглашением, заключенным с субъектом персональных данных.

8.1.3. Отказать в предоставлении персональных данных в случаях, предусмотренных законом.

8.1.4. Использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях предусмотренных законом.

8.2. Банк обязан:

8.2.1. При сборе персональных данных предоставить информацию об обработке персональных данных (по запросу).

8.2.2. В случаях, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, уведомить субъекта.

8.2.3. При отказе в предоставлении персональных данных субъекту разъяснять последствия такого отказа.

8.2.4. Опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящему Положению.

8.2.5. Принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2.6. Давать ответы на запросы и обращения субъектов персональных данных, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в порядке и сроки, предусмотренные законом.

8.3. Субъект персональных данных вправе:

8.3.1. Иметь доступ к его персональным данным и сведениям, а также обращаться к Банку в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных».

8.3.2. Обжаловать действия или бездействия Банка.

9. Порядок работы с обращениями субъектов персональных данных и регуляторов

9.1. Обращения от субъектов персональных данных (или их законных представителей) по вопросам обработки их персональных данных принимаются Банком в письменном виде или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.

9.2 Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении в Банк информации, касающейся обработки его персональных данных в т.ч.:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании ФЗ «О персональных данных»;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен ФЗ «О персональных данных»;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных ФЗ «О персональных данных»;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

9.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с ФЗ «О персональных данных», в том числе если:

1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;

5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

9.4. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору в целях получения сведений, указанных в п.9.2. Положения, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока обработки персональных данных, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в п.9.1. Положения, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

9.5. Банк обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством, в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

10. Защита персональных данных

10.1. Под защитой персональных данных субъекта понимается комплекс мер (организационно-распорядительных, технических, юридических), направленных на предотвращение неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных субъектов, а также от иных неправомерных действий.

10.2. Защита персональных данных субъекта осуществляется за счёт Банка в порядке, установленном ФЗ «О персональных данных», стандартом и рекомендациями Банка России.

10.3. Ответственность за разработку и контроль мер по обеспечению безопасности персональных данных несет Управление мониторинга и контроля рисков.

10.4. Ответственность за разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также за уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных, о внесении изменений в сведения об операторе в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, о прекращении обработки персональных данных, несет Управление развития информационных технологий.

10.5. Банк при защите персональных данных субъектов принимает все необходимые организационно-распорядительные, юридические и технические меры, в том числе:

10.5.1. Антивирусная защита.

10.5.2. Анализ защищённости.

10.5.3. Обнаружение и предотвращение вторжений и несанкционированного доступа к персональным данным

10.5.4. Управление доступом.

10.5.5. Обеспечение целостности.

10.5.6. Шифровальные (криптографические) средства (при передаче данных за пределами контролируемого периметра).

10.5.7. Организация нормативно-методических локальных актов, регулирующих защиту персональных данных, в том числе и при обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях.

10.5.8. При обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях, в частности, при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных работники Банка исполняют требования, установленные «Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687.

10.5.9. Размещение информационной системы, специального оборудования, в которых ведется обработка персональных данных в помещениях, исключающих возможность несанкционированного проникновения, а также имеющих ограниченный доступ.

10.5.10. Ограничение доступа в помещения, в которых установлены серверы.

10.5.11. Обеспечение сохранности съемных носителей в сейфах.

10.5.12. Регистрация запросов пользователей на получение персональных данных, а также фактов предоставления персональных данных по этим запросам в электронных журналах, позволяющих осуществлять контроль за соответствием доступа полномочиям.

10.5.13. Восстановление модифицированных или уничтоженных в следствие несанкционированного доступа данных.

10.5.14. Установление обязательства лиц, имеющих доступ к персональным данным, по неразглашению этих данных.

10.5.15. Обучение работников Банка, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, настоящему Положению, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

10.5.16. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

11. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных

Работники Банка, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с внутрибанковскими нормативными документами и законодательством Российской Федерации.