версия для печати

31.07.2015

Юрий Богданов: «Банк не поднимал ставки по действующим кредитам – это наша принципиальная позиция»

Председатель правления банка «Центр-инвест» Юрий Богданов о том, почему клиенты его банка легче проходят через экономический кризис, и как в ходе кризиса изменяется сам банк.

— Юрий Юрьевич, достаточной ли была помощь Центробанка банкам в острый период кризиса в декабре-январе? Какие по вашему дополнительные меры поддержки банков было бы целесообразно ввести в практику Центробанку?

— Меры, предпринятые Центробанком для стабилизации крупных проблемных банков, дали свои результаты: эти банки работают, кредитуют, привлекают вклады. Банк «Центр-инвест» напряженно, успешно работал без использования инструментов поддержки от Центробанка. В 2015 году банк кредитует рекордными темпами, наши успехи отмечает региональное правительство, предпринимательское сообщество. Да и население голосует рублем — объем депозитов превысил 40 млрд. рублей, прибавив 6,5 млрд. рублей за первое полугодие — это проявление высокого доверия населения юга России.

— Как повлияли проблемы российской экономики и подъем процентных ставок по кредитам в начале 2015 года на бизнес предприятий — ваших клиентов? Облегчило ли положение последующее снижение ключевой ставки Центробанка и связанное с ним снижение ставок по кредитам?

— Банк «Центр-инвест» не поднимал процентные ставки по действующим кредитам. Это наша принципиальная позиция. Понимая временный характер роста ключевой ставки банк «Центр-инвест» также не транслировал эти риски на кредиты для населения и предпринимателей. Это позволило клиентам банка «Центр-инвест» воспользоваться кризисом для завершения проектов модернизации, получения конкурентных преимуществ на рынке.

И сегодня банк «Центр-инвест» сохраняет самые низкие ставки — от 12,25% годовых по кредитам для населения на улучшение жилищных условий, от 8,5% на приобретения автотранспорта, энергоэффективного ремонта и другие потребительские нужды.

Такой подход позволил кредитному портфелю банка превысить 77,5 млрд. рублей, мы выдали в 1 полугодии кредитов в объеме 47 млрд. рублей. В том числе населению — 7,6 млрд. рублей и малому бизнесу — 39,3 млрд. рублей. Донские сельхозпроизводители за этот период получили в банке «Центр-инвест» кредитов на сумму 3,6 млрд. рублей при средней ставке 15,95%.

— Готовы ли банки региона к ухудшению качества кредитного портфеля? Какой рост просрочки по частным и корпоративным кредитам за 2015 год вы прогнозируете?

— Если в целом по российскому финансовому рынку профильные аналитики наблюдают и прогнозируют двукратный и более рост просроченных кредитов относительного прошлого года, то за счет грамотной политики управления рисками и тесного взаимодействия с клиентами на местах мы не ждем такого роста просрочки. Опыт 2009 года показал правильность такого подхода.

Банк «Центр-инвест» выдает кредиты под низкие ставки добросовестным и умным заемщикам. При этом мы не перекладываем на клиентов валютные риски, спекулятивное удорожание денежных ресурсов для кредитования — депозитов населения, и ресурсов Центробанка.

Обслуживание дорогого кредита может быть самостоятельным риском ухудшения финансового положения клиента. Поэтому нельзя создавать дополнительные проблемы клиенту через высокую ставку, как это делают многие не только частные, но крупные федеральные банки.

— Заметно ли ухудшение финансового положения предприятий в отчетности за 1-е полугодие 2015 года? Какие отрасли переносят нынешний кризис легче, какие — сложнее?

— Отчетность за 2-й квартал будет позже, но итоги первых 5 месяцев года убеждают: Юг России и клиенты банка проходят кризис по уже стандартной схеме «упал — отжался»: объемы снижаются меньше, чем в среднем по рынку, цены производителей тоже растут меньше рынка.

В сложных экономических условиях перестраиваются бизнес-процессы, они становятся эффективнее, отбрасывается лишнее. Этот опыт банк «Центр-инвест» и его клиенты накопили за время предыдущих кризисов. Поэтому клиенты в пищевой промышленности, в строительстве, аграрии, предприятия торговли которые провели модернизацию, создали подушку ликвидных активов, не брали кредиты по неподъемным ставкам — работали с банком «Центр-инвест». У них есть программы посткризисного развития, они уверенно смотрят в будущее.

— На какие проблемы в ведении бизнеса чаще всего жалуются ваши клиенты?

— На запредельно высокие ставки по кредитам в других банках, на резкую девальвацию. Вместе с клиентами радуемся, что погода не подвела. Для экономики Юга России пара майских дождиков важнее колебаний валютного курса.

— Обращаются ли бизнесмены региона в банк за кредитами на инвестпроекты по замещению импортных товаров, в первую очередь — продовольственных?

— Банк «Центр-инвест» давно ориентировал клиентов на локализацию лучшей мировой практики, которая в 3-5 раз эффективнее среднего местного производства. Гордимся, что в результате этой работы разрыв в эффективности становится меньше. Санкции активизировали и сделали более эффективной инвестиционную деятельность по локализации признанных в мире технологий. Например, в цепочках увеличения стоимости производство сыров.

— Заметно ли ухудшение платежной дисциплины розничных заемщиков? Чаще ли стали к вам обращаться с просьбами реструктурировать кредиты?

— 80% физических лиц, желающих получить кредит, уже имеют действующие кредиты, и около трети из них хотят взять новые кредиты для погашения действующих. За этим стоит не ухудшение платежной дисциплины, а все чаще растущая финансовая грамотность клиента. Розничные клиенты научились считать полную стоимость кредита, правильно рассчитывать ставки, лучше разбираются в сопутствующих условиях обслуживания своего долга. Многие просто сравнивают условия ранее взятых кредитов с тем, что предлагает банк «Центр-инвест».

Центр финансовой грамотности для населения — совместный проект Южного федерального университета и банка «Центр-инвест» за первый год работы обучил свыше 5 тысяч граждан, поэтому грамотных заемщиков будет больше, и платежная дисциплина будет расти.

— Кризис — это и время новых возможностей. Получится ли у частных российских банков ими воспользоваться или это сделают в первую очередь госбанки, имеющие доступ к дешевым ресурсам и получающие прямую помощь от государства? Наблюдается ли переток частных и корпоративных клиентов в подразделения госбанков?

— В январе-апреле 2015 года в среднем по стране количество ипотечных сделок сократилось по данным Росреестра на 18%, а объем ипотеки по данным кредитных бюро — на 40%. За этот же период в банке «Центр-инвест» количество ипотечных сделок выросло на 23%, а объем — на 27%.

— Какая стратегия избрана банком Центр-инвест на 2015 год? Какие банковские продукты будут служить основным драйвером бизнеса банка во 2-м полугодии 2015 года?

— Стратегия банка «Центр-инвест» доказала свою устойчивость и конкурентоспособность даже в условиях кризиса. Рекордными темпами растет спрос на наши предложения по ипотеке, кредитованию участников зарплатных проектов, программам энергоэффективности, программам молодежного бизнеса, внедрение новых технологий в сельском хозяйстве и переработке. Эти же направления будут развиваться и дальше.

— В кризис банки стараются экономить, сокращают затраты на персонал, оборудование, программное обеспечение. Вместе с тем, без инвестиций в инновации у банка не будет развития. Какой может быть выход из этого противоречия?

— Автоматизация это почти всегда оптимизация, то есть в итоге автоматизации процесса меньшими затратами ресурсов должен достигаться больший результат. Это как раз то, что требуется от банка в кризис. Банк «Центр-инвест» доказывает на практике, что это возможно, а кризис не только не помеха, но и подспорье. Кризис обнажает неэффективные части процессов. В итоге легче решаются вопросы приоритетности.

Например, кризис 2008-2009 годов показал, что классические процессы кредитования физических лиц неоптимальны. Мы получали возросший на 30% поток кредитных заявок, и это создавало массу непроизводительный суеты, которую неприемлемо было устранять за счёт дополнительной ручной работы. В итоге предпринятой автоматизации сегодня мы получаем 70% кредитных заявок от клиентов on-line, их общее количество превышает показатели 2009 года более чем в 2 раза, а персонала в банке стало меньше на треть.

Продолжая в том же духе, банк «Центр-инвест» первым в России предложил своим клиентам, владельцам зарплатных карт, инновационное кредитование в банкоматах. То есть привычный процесс подачи заявки, рассмотрения, принятия решения и выдачи кредита сократился до одной минуты. Такой кредит получить быстрее, чем в компаниях по экспресс-микрокредитованию, а процентная ставка в разы меньше.

Примеры, касающиеся внутренних процессов банка, менее показательны, но из них складывается общая эффективность банка. Резюмируя вышесказанное, грамотная автоматизация полезна всегда и ее непрерывный ход складывается в наше понимание банкинга регулярных инноваций — трансформационного банкинга, который и является рецептом для любого банка в изменяющихся условиях сегодняшнего и завтрашнего дня.


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера ЗАО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 09.12.2016 года
валюта покупка продажа
USD  1 62.10 63.80
EUR  1 65.90 67.80
GBP  1 77.80 80.30
CHF  1 60.60 63.20
CNY  10 82.00 99.00
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка

Наши партнёры: