14.09.2009

Василий Высоков: Все мы здесь бегаем на короткие дистанции

Деловой квартал № 18 (133), 14.09.2009

Как не потерять набранные темпы работы в области инвестирования, чем стимулировать приток инвестиций, дискутируют Василий Высоков, Вадим Викулов и Эрнст Вельтеке.

«Все мы здесь бегаем на короткие дистанции»

В сентябре инвестиционному законодательству Дона исполняется пять лет. Срок небольшой, но за это время область сумела сделать заметный скачок в этой деятельности. Кризис становится серьезным испытанием для механизма работы с инвесторами. О том, как не потерять набранные темпы, чем стимулировать приток инвестиций, дискутируют Василий Высоков, Вадим Викулов и Эрнст Вельтеке.

Это интервью— первое в своем роде за всю историю «ДК». Мы организовали встречу за одним столом трех разных персон, которых объединяет успешный опыт работы по привлечению инвестиций и продвижению регионального бизнеса на глобальном рынке. ВАДИМ ВИКУЛОВ возглавляет Агентство инвестиционного развития Ростовской области, которое в 2007 г. было признано лучшим в России. Председатель совета директоров банка «Центр-инвест» ВАСИЛИЙ ВЫСОКОВ известен не только тем, что создал один из самых успешных региональных банков в стране, но и умением привлекать финансирование под локальные проекты от ведущих западных финансовых институтов. Своеобразным арбитром в дискуссии двух донских бизнесменов выступил бывший глава Бундесбанка Германии ЭРНСТ ВЕЛЬТЕКЕ, ныне— независимый директор «Центр-инвеста». Темой перекрестного интервью между этими собеседниками (без участия журналиста) стала проблема инвестиционного спада в России и поиск механизмов привлечения инвесторов в сложившихся условиях.

Как посчитать инвестиции?

Василий Высоков: Перед тем, как сесть за стол, я уже вкратце рассказал вам о своей переписке с администрацией области: в письме я призвал активизировать эту деятельность, используя наши предпринимательские объединения и усилия властей. Именно в инвестиционной сфере, потому что в социальной— и тут надо отдать должное властям региона— у нас, как говорится, Quite Flows the Don (англ., досл. «тихо течет Дон», английская версия названия романа М. Шолохова «Тихий Дон»— прим. ред.). В этой связи хотелось бы у вас, Вадим Иванович, уточнить— в общем потоке инвестиционной деятельности донских властей какая роль отводится Агентству инвестиционного развития?

Вадим Викулов: Агентство, разумеется, не единственный инструмент для привлечения и стимулирования инвестиций в Ростовскую область. Другое дело, мы всегда считали, что АИР— своего рода фронт-офис в той слаженной системе, которая сегодня сформировалась в отношениях между администрацией во главе с Губернатором и потенциальными инвесторами. Хочу напомнить, что создание Агентства было частью мер, которые администрация области предприняла для повышения привлекательности региона. Все начиналось с инвестиционного законодательства, которому в сентябре исполняется пять лет. Агентству посвящена отдельная глава. Мы были одним из первых подобных агентств, которые создавались тогда в России, сейчас их уже более 50, но ростовское считается одним из самых успешных. Наши задачи четко регламентированы— основным показателем работы АИР выступает объем стартовавших инвестиций с участием агентства. Пятый год нашей работы еще не закончился, но мы рассчитываем, по его истечении эта цифра превысит три с половиной миллиарда долларов.

Василий Высоков: А что принимается за старт инвестиций: подписание документа— протокола о намерениях?

Вадим Викулов: Нет, этого недостаточно. Нам нужны, так скажем, доказательства того, что эти инвестиции реально происходят. Помимо инвестиционного соглашения с донской администрацией, которое традиционно является основополагающим документом, инвестор должен начать тратить деньги— приобрести землю, зачастую вместе с участком оплатить коммуникации, начать проектные работы, а может, даже строительные.

Василий Высоков: С точки зрения банкира таким показателем выступает стоимость чистых активов— не просто затраты, а чистые активы, которые отражаются на балансе налогоплательщика, находящегося в регионе. Я думаю, что это более экономически обоснованный критерий оценки инвестиционной деятельности.

Вадим Викулов: В данном случае нужно понимать, что многие инвесторы работают над проработкой своих проектов в течение нескольких лет. Критериев выбора инвестплощадки очень много— необходимо собрать всю модель, сделать наценку по сравнению с другими регионами, ведь не все проекты привязаны к природным ресурсам, иногда они завязаны на других показателях— таких, как стоимость коммуникаций, локализация, наличие квалифицированной рабочей силы и т. д. Поэтому, безусловно, инвесторы делают свои бюджетные предпроектные проработки, они могут делать это в нескольких регионах, после чего сравнивать полученные модели— насколько один регион привлекательнее другого.

Эрнст Вельтеке: Как я понимаю, ваше агентство само не инвестирует, а занимается только привлечением ресурсов?

Вадим Викулов: Да, на то оно и агентство, чтобы предоставлять услугу.

Эрнст Вельтеке: Во многом похоже на банк: он не выдаст кредит, если нет инвестора.

Василий Высоков: Спасибо, г-н Вельтеке, за это сравнение. Но разница между агентством и банком в том, что вы, Вадим Иванович, продвигаете регион, помогаете инвестору локализоваться, выбираете какие-то риски, а у нас все более конкретно— мы должны финансировать. Вот, по прошлому году мы привлекли 100 миллионов долларов пятилетних денег, и до конца этого, думаю, привлечем ту же сумму.

Вадим Викулов: Вы знаете, нельзя сказать, что мы совсем не инвестируем. На самом деле, мы инвестируем в наш коллектив, потому что он набирается опыта, становится более профессиональным. С другой стороны, мы инвестируем в будущие проекты, в работу, связанную с их привлечением и реализацией. Ведь проработка проектов может занимать 2-3 года, поэтому, к примеру, сегодня, в 2009 году, мы уже делаем задел на 2011-2012 годы.

Василий Высоков: Это очень важная позиция, потому что даже финансовые институты должны инвестировать в свои собственные технологии. Я считаю, что в посткризисной экономике останутся только те предприятия, которые будут способны снизить свои издержки и повысить эффективность на 30%. Это должна быть новая точка равновесия между новым спросом и новым предложением. Но чтобы из старой точки добраться до новой, нужно сделать затраты, как социальные, так и технологические— нужно быть более эффективными. Мы тоже сделали вложения— в систему корпоративного поведения, внутренний контроль, в управление рисками. Это сверх того, что мы и сейчас помогаем привлекать инвестиции для реализации конкретных проектов по трем направлениям— малый бизнес, энергоэффективность и аграрный бизнес. Те, кто успел сделать эти инвестиции, комфортно чувствуют себя даже в этих кризисных условиях.

В России пока риски при старте нового бизнеса выше, чем шансы на его успех

По мнению Вадима Викулова, высокие процентные ставки по кредитам в сегодняшней России— один из серьезных сдерживающих факторов в инвестиционном развитии. С одной стороны, они препятствуют росту потребительской активности, которая является серьезным фактором при оценке привлекательности региона потенциальными инвесторами. С другой— «отбивают» желание у местных предпринимателей развивать свой бизнес. Г-н Высоков же полагает, что проблема не в высоких ставках, а в низкой эффективности тех проектов, под которые российский бизнес пытается привлечь деньги.

Вадим Викулов: Но любые инвестиции, даже если говорить об энергоэффективности, безусловно, связаны с затратами. Сегодня ликвидность на банковском рынке все еще недостаточная, и проценты по кредитам довольно высокие. Насколько, по вашему мнению, в будущем бизнес будет готов инвестировать при сохранении таких высоких процентных ставок? И вообще, как в таких условиях стимулировать инвестиционную активность— нужно ли двигать вниз процентные ставки?

Василий Высоков: Я считаю, что процентные ставки отражают риски, которые несет наша экономика: несовершенство законодательства, контролирующих органов, слабо развитую инфраструктуру. Что касается величины процентных ставок, то здесь надо понимать, что даже высокие проценты не аргумент для отказа от инвестиций. По-моему, проблема инвестиционного спада в России не в высоких процентных ставках, а в том, что у предлагаемых проектов зачастую низкая эффективность. Еще одна проблема в том, что в России нет «длинных денег». Все «длинные деньги», которые привлекает наш банк— из-за рубежа. Пятилетние деньги. И поскольку все мы здесь бегаем на короткие дистанции, инвестиции стали столь непопулярными— российский бизнес привык, чтобы инвестиции отбивались за год-два. Таких проектов становится все меньше и меньше. И надо думать, что изменять. Здесь я бы хотел дать слово господину Вельтеке, который много занимался привлечением инвестиций в Восточную Германию. Она испытывала схожие проблемы в свое время— почти советская инфраструктура, ну, получше, конечно, но, тем не менее, устаревшие технологии Как может быть этот опыт полезен для нас?

Эрнст Вельтеке: Не думаю, что можно сравнивать ситуацию в Восточной Германии с Россией. Население Восточной Германии— около 16 миллионов человек, и экономика была практически на нуле. Но западногерманские предприятия были способны и готовы поддержать восточных коллег без расширения производства. Поэтому правительству необходимо было привлечь немало средств для совершенствования инфраструктуры, для финансирования мер по снижению налогов для большого количества частных инвесторов, вкладывающихся в Восточную Германию. Многие представители среднего класса в ФРГ— банкиры, юристы, дантисты и т. д.— инвестировали в такие предприятия, чтобы избежать уплаты некоторых налогов. Основная идея заключается в том, что нужен инвестор с успешным бизнес-планом и нужно создавать климат. Важно формировать предпринимательскую культуру, рассказывать молодым студентам, специалистам, инженерам о том, что хорошо быть предпринимателем, а не работать на службе, например, в банке (улыбнулся и посмотрел на Высокова). Во-вторых, необходимо снижать барьеры, мешающие созданию новых бизнесов. Ну, и процентная ставка от российских банков была свыше 20%— это весомый аргумент против инвестиций. Получается, что риски при старте нового бизнеса сегодня в России оказываются выше, чем шансы на его успех.

Вадим Викулов: Вы перечислили множество факторов, которые стимулируют инвестиции. Но я бы выделил еще один— уровень развития потребительского сектора. И здесь важны два момента— уровень безработицы, на которую мы, конечно, можем влиять, привлекая инвестиции, но все же не в должной степени, потому что все-таки это задача федерального правительства— создавать новые рабочие места в общественном секторе. Второй момент— доступность кредитов для потребителей. Надо заметить, что многие правительства развитых стран мира фокусируются именно на том, чтобы стимулировать потребление. Это дешевая ипотека, снижение процентных ставок. Мне кажется, что высокие процентные ставки в России отражают не только риски, связанные с инвестициями в страну или администрированием кредитов, они связаны со стоимостью базисной ставки— стоимостью ресурсов для банков в том числе. Сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ— 10,75%. Она примерно отражает стоимость ресурсов в России, хотя и не влияет на эту стоимость. Давайте представим ситуацию, при которой ресурс в России стоил бы полпроцента годовых, как сегодня LIBOR. Плюс резервирование, которое сегодня составляет примерно 10% от суммы кредита, плюс спред, который берет банк за обслуживание долга, администрирование и риски, связанные с клиентом. Пусть это будет еще 4%. Вот мы приходим к почти 5% годовых в рублях. Это доступный ресурс. Это ставка, которая может стимулировать потребление именно с точки зрения конечных потребителей.

Второе— нужно обеспечить доступность дешевых ресурсов и для предприятий. Я не говорю о тех компаниях, которые в условиях кризиса оказались неэффективными. Для всех остальных стоимость ресурсов должна быть в пределах 5-6% годовых в рублях. Есть еще один стимул— например, снижение налога на прибыль или налога на имущество. Они тоже важны. Но только тогда, когда предприятие получает прибыль. Но этого не будет происходить, если ресурс не будет доступен с точки зрения обслуживания инвестиционных кредитов, кредитов для пополнения оборотных средств и если не будет реального спроса населения. Конечно, важно грамотное налоговое администрирование. Учитывая, как долго российский бюджет будет находиться в дефиците, можно предполагать, что налоговое администрирование будет только усиливаться, несмотря на меры федеральных властей по снижению ставки налога на прибыль и дополнительных мер, связанных с малыми предприятиями— например, увеличение предельного оборота предприятий для того, чтобы они могли работать по упрощенной системе налогообложения. В реальности оно становится жестче.

Василий Высоков: Если бы у нас налоговые инспекции и службы отвечали за выполнение плана, то они бы работали на опережение. Надо просто отменить премию за штрафы, которые собирают налоговые. Вообще, суммируя все вышесказанное, получаем, что для успешных инвестиций необходимо, во-первых, чтобы деньги были у населения. Второе— налоговая система должна играть стимулирующую роль не только для решения социальных проблем, но и для инвестиций. Потому что это неправильно, когда от хорошо работающих предпринимателей деньги в виде налогов поступают государству, а оно начинает поддерживать других предпринимателей, которые просто хуже работают, в том числе и за счет субсидирования ставки. И третье— необходимо, чтобы бюрократы занимались не только проверками, но и несли ответственность за инвестиционный процесс. И наконец, немаловажно мультиплицирование бюджетных денег— информация об инвестиционных проектах, финансируемых за счет бюджета, дает новый стимул предпринимателям для развития своего бизнеса. И последнее— любые инвестиции— это инвестиции не в предприятия, не в мощности, а, в конечном счете, в человека.

От ритейла и девелопмента — к здравоохранению и стройматериалам

После кризиса структура инвестиционного портфеля Дона начала трансформироваться, отмечает г-н Викулов. Если раньше инвестиции активно шли в ритейл, девелопмент и логистику, то сейчас в приоритетах оказались здравоохранение, стройматериалы, товары для дома. Василий Высоков добавляет, что не менее привлекательным для вложений сегодня остается коммунальное хозяйство региона и энергосберегающие технологии.

Вадим Викулов: А как иностранные банки, в том числе, ЕБРР, который имеет довольно большую долю в капитале «Центр-инвеста», помогают вам работать в условиях кризиса?

Василий Высоков: Участие уважаемых акционеров влияет на деятельность банка на многих уровнях— во-первых, это подтверждение качества и профессионализма нашей работы, Далее, это надежное финансирование даже в условиях нестабильности российских и международных рынков. Кроме того, это использование лучшей мировой практики в нашем банковском бизнесе: внутренний контроль, управление рисками и т. д. По-моему, мы единственный банк в России, который на практике использует принципы Базельского подхода для оценки своих рисков. Считается, что все эти моменты— издержки для банка. На самом деле, когда вы переводите свой бизнес на более прозрачные основы, вы выигрываете за счет того, что просматриваете во время этого перехода все свои операционные издержки и выбираете лучшее, что есть в мировой практике. Я помню, после кризиса 98-го года приехал посол Германии, и когда ему сообщили, что в регионе есть банк, который делает отчетность по международным стандартам, все выступление немецких коллег, обращенное к губернатору, звучало так, что вы счастливый губернатор, потому что у вас есть банк, который делает отчетность по МСФО.

Вадим Викулов: Я коснусь темы, которая связана с тем, что мы обсуждали— с моделью посткризисной экономики. Мы тоже видим, что структура нашего инвестиционного портфеля меняется. Если изначально быстро росли такие отрасли, как ритейл, девелопмент, логистика, то сегодня мы видим, что большие перспективы есть в здравоохранении, фармацевтике, в сфере товаров для дома, строительных материалов. Компании продолжают инвестировать в нашу страну, видя перспективы развития нашего внутреннего рынка потребления. Безусловно, может, временные параметры старта инвестпроектов немного корректируются, некоторые более тщательно начинают подходить к исследованию бюджетов, к изучению инвестиционного фона в регионе, стараются спрогнозировать рост потребительской активности. Нужны просто дополнительные стимулы, чтобы этот рост в России состоялся. Тогда начнет увеличиваться и объем инвестиций. Безусловно, будущее инвестиций будет во многом зависеть от работы федеральных властей.

Василий Высоков: К перечисленным вами перспективным направлениям я бы хотел добавить еще одно— наше коммунальное хозяйство. Мы хорошо знаем этот рынок и его потенциал— потребительский спрос ведь должен проявляться еще и в ответственности владельцев жилья в использовании более эффективных технологий, своевременном проведении ремонта, экономии воды, тепла, электроэнергии. И этот сектор вряд ли в ближайшее время привлечет какие-либо крупные компании. Но там, где будет успех, они придут— и Veolia и Dalkia.

Вадим Викулов: Когда «Деловой квартал» приглашал меня на встречу, то в качестве одной из тем предлагалось обсудить ситуацию с Азов-Сити. Хотелось бы услышать мнение собеседников по этому проекту и его перспективам.

Эрнст Вельтеке: Я трижды был в Сочи на экономических форумах, знакомился с проектами, которые предлагалось построить на побережье Черного моря. Так вот, к сожалению, встретил слишком много забавных планов, страдающих гигантоманией— вертолетные аэропорты, громадные отели, какие-то искусственные острова. Смотря на все это, я все время задавался вопросом— а почему бы не начать с малого? С небольших гостиниц, которых побережью не хватает Что же касается Азов-Сити, то я не знаю текущей ситуации по этому проекту, но, по-моему, он из той же серии слишком гигантских замыслов. Может, для начала лучше попытаться построить там несколько небольших казино?..

Вадим Викулов: Вы в целом отразили текущую позицию донских властей по этому вопросу. Если говорить о ростовской части Азов-Сити, то сделано довольно много. Разработан генплан, проведены первые аукционы по продаже земельных участков, практически подведено электричество. Расходы же на создание Азов-Сити грандиозны. Это большой комплексный проект, который требует значительных усилий с точки зрения его структурирования, администрирования, там много вещей, которые находятся в ответственности федерального бюджета. Ростовская область к этому проекту готова, нужны инвесторы. Я согласен с вами, г-н Вельтеке,— пусть начнут с малого. Вот в ноябре, кажется, в краснодарской части Азов-Сити стартует первое небольшое казино. Давайте посмотрим, как оно будет функционировать.

Эрнст Вельтеке
Независимый директор банка «Центр-Инвест»
Родился в 1942 г., г. Корбах (Германия)
Образование: 1959-1962гг.— прошел обучение по профессии «механик сельскохозяйственной техники». 1962–1965гг.— сдал выпускные экзамены в Гессенн-колледже в Висбадене. 1965–1971гг.— изучал экономику в университетах Магдебурга и Франкфурта-на-Майне.
Карьера: 1972–1974гг.— работал в офисе премьер-министра земли Гессен; 1974–1995гг.— член парламента земли Гессен; 1984–1991гг.— председатель парламентской группы Социал-демократической партии Парламента земли Гессен; 1991–1994гг.— министр экономики, транспорта и технических наук земли Гессен; 1994–1995гг.— министр финансов земли Гессен; 1995–1999гг.— президент Центрального банка земли Гессен и член Совета Центрального Банка Германии (Бундесбанка); 1999–2004гг.— президент Центробанка Германии и член совета управляющих Центробанка Европы.
с 2005 г.— независимый директор банка «Центр-Инвест»

Василий Высоков

Председатель Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест» (г. Ростов-на-Дону), доктор экономических наук, профессор
Родился в 1955 г., Ростов-на-Дону
Образование: 1976 г.— РИНХ; 1982 г.— Новосибирский Государственный Университет; 1976–1991гг.— ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры «Планирование народного хозяйства» РИНХ. В 1995 защитил диссертацию в ЦЭМИ РАН на соискание ученой степени доктора экономических наук.
Карьера: в 1991 г— директор Центра экономического содействия переходу к рынку при администрации Ростовской области; 1997-98гг.— гендиректор Федерального фонда поддержки малого предпринимательства; 1992–02гг.— зампредседателя Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест».
С 2002 г. — председатель Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест».

Вадим Викулов
Гендиректор Агентства инвестиционного развития РО, гендиректор ОАО «АСТОН».
Родился: 1963 г., Ленинград.
Образование: 1985 г.— Ленинградское Высшее инженерное морское училище им. С. Макарова.
Карьера: 1985–1991гг.— работал в компании «Совфрахт», обеспечивавшей перевозку грузов внешней торговли СССР; с 1992 по 2001гг.— занимал руководящие должности в советских, российских и зарубежных компаниях, специализирующихся в области фрахтовых и экспортно-импортных операций; в 1994 г.— основал и возглавил компанию «АСТОН» в Гамбурге; с 1997 г.— председатель Правления Агро-Индустриальной корпорации «АСТОН»; 2003 г.— избран депутатом Городской думы Ростова-на-Дону; С 2004 г.— генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области. 2007-2009гг.— президент ООО АСТОН;
С 2009 г.— генеральный директор ОАО АСТОН.


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 18.07.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 61.55 63.05
EUR  1 72.15 73.65
GBP  1 81.30 83.30
CHF  1 61.70 63.80
CNY  10 84.10 97.10
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».

Положение об обработке персональных данных ПАО КБ «Центр-инвест»

г. Ростов-на-Дону

2017 г.

1. Термины и определения

1.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных/субъекту).

1.2. Оператор персональных данных (оператор) — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. В рамках данного положения оператором является ПАО КБ «Центр-инвест» (далее — Банк).

1.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.4. Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иными лицами, получившими доступ к персональным данным, требование не раскрывать их третьим лицам и не допускать их распространения без согласия субъекта или иного законного основания.

1.5. Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

1.6. Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые работником Банка в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъектов либо иным образом затрагивающих их права и свободы или права и свободы других лиц.

1.7. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

1.8. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

1.9. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

1.10. Общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

1.11. Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

1.12. Информационная система персональных данных Банка — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение об обработке персональных данных (далее — Положение) разработано в соответствии Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. (далее — ФЗ «О персональных данных»), а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных.

2.2. Цель разработки Положения — определение порядка обработки персональных данных всех субъектов персональных данных, данные которых подлежат обработке, на основании полномочий оператора; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установление ответственности оператора по их охране и защите.

2.3. Порядок ввода в действие и изменения Положения.

2.3.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» и действует бессрочно, до его отмены или замены его новым Положением.

2.3.2. Изменения в Положение утверждаются Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест».

2.4. Состав персональных данных, цели и сроки их обработки в Банке представлены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

3. Сбор, создание и обработка персональных данных

3.1. Порядок получения (сбора) персональных данных:

3.1.1. Все персональные данные субъекта следует получать у него лично с его письменного согласия, кроме случаев, определенных в п. 3.1.5.2.- 3.1.5.4. настоящего Положения.

Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

3.1.2. Письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных должно включать:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено ФЗ «О персональных данных»;

9) подпись субъекта персональных данных.

3.1.3. Согласие субъекта на обработку его персональных данных действует на период до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих указанную информацию, определяемых в соответствии с законом РФ.

3.1.4.1 В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

3.1.4.2. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

3.1.4.3. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, прямо указанных в ФЗ «О персональных данных», или оснований, предусмотренных действующим законодательством.

3.1.4.4. Если персональные данные субъекта возможно получить только у третьей стороны до начала обработки таких персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

3.1.4.5. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные п. 3.1.4.4 Положения, в случаях, если:

1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

2) персональные данные получены оператором на основании ФЗ «О персональных данных» или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;

4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

5) предоставление субъекту персональных данных сведений, предусмотренных п. 3.1.4.4 Положения, нарушает права и законные интересы третьих лиц.

3.1.4.6. Третье лицо, предоставляющее персональные данные субъекта, должно обладать согласием субъекта на передачу его персональных данных Банку. Банк обязан при взаимодействии с третьими лицами заключить с ними соглашение о конфиденциальности информации, касающейся персональных данных субъектов.

3.1.5. Обработка персональных данных осуществляется:

3.1.5.1. С согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

3.1.5.2. В случаях, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения Банком возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.

3.1.5.3. В случаях, когда осуществляется обработка общедоступных персональных данных.

3.1.5.4. В иных случаях, предусмотренных ФЗ «О персональных данных».

3.1.6. Банк не имеет права получать и обрабатывать персональные данные субъекта о его расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

3.2. Порядок обработки персональных данных:

3.2.1. Субъект персональных данных предоставляет работнику Банка, ответственному за осуществление банковских операций и сделок, а также иных операций, предусмотренных уставной и хозяйственной деятельностью Банка достоверные сведения о себе.

3.2.2. На основании полученной информации сотрудник Банка проверяет наличие данных субъекта в информационной системе персональных данных. Если субъект отсутствует в информационной системе персональных данных, то сотрудник заносит полную информацию о субъекте, после получения согласия последнего. В случае наличия информации о субъекте в информационной системе — сверяет данные с ранее предоставленными (при необходимости вносит соответствующие изменения).

3.2.3. Обработка персональных данных субъекта может осуществляться исключительно в целях обеспечения предусмотренной уставом деятельности в рамках заключенных с клиентами договоров, осуществления трудовых и гражданско-правовых отношений на условиях соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов.

3.2.4. При определении объема и содержания, обрабатываемых персональных данных Банк должен руководствоваться требованиями Центрального Банка Российской Федерации, ФСБ России, ФСТЭК России и иных контролирующих органов, уполномоченных на осуществление этих функций в соответствии с законодательством РФ, Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О персональных данных», Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

4. Обезличивание персональных данных

4.1. Операция обезличивания персональных данных субъекта необратима.

4.2. При работе со сторонними разработчиками программного обеспечения Банк обязан обеспечить конфиденциальность в отношении персональных данных при необходимости проведения испытаний информационных систем как на территории разработчика, так и на территории Банка (очно или удаленно) и произвести обезличивание копий персональных данных в информационных системах, доступ к которым предоставляется разработчику.

5. Уничтожение персональных данных

5.1. При уничтожении персональных данных субъекта работники Банка не могут получить доступ к персональным данным субъекта в информационных системах.

5.2. Бумажные носители документов при уничтожении персональных данных уничтожаются, персональные данные в информационных системах обезличиваются. Персональные данные восстановлению не подлежат.

5.3. Операция уничтожения персональных данных необратима.

5.4. Уничтожение персональных данных производится по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении

5.5. Срок, после которого производится операция уничтожения персональных данных субъекта, определяется окончанием срока указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, если иное не определено соглашением с субъектом персональных данных или требованиями действующего законодательства.

6. Передача и хранение персональных данных

6.1. Передача персональных данных:

6.1.1. Под передачей персональных данных субъекта понимается распространение информации по каналам связи и/или на материальных носителях.

6.1.2. При передаче персональных данных работники Банка должны соблюдать следующие требования:

6.1.2.1. Не сообщать персональные данные субъекта в коммерческих целях третьим лицам и организациям. Обработка персональных данных субъектов в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи не допускается, если иное не предусмотрено соглашением с клиентом.

6.1.2.2. Осуществлять передачу персональных данных субъектов в пределах Банка в соответствии с настоящим Положением, нормативно-технологической документацией и должностными инструкциями.

6.1.2.3. Передавать персональные данные субъекта его представителям в порядке, установленном законодательством и нормативно-технологической документацией и ограничивать эту информацию только теми персональными данными субъекта, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функции.

6.1.2.4. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу только при наличии разрешения субъекта, при этом договор, на основании которого осуществляется передача, должен включать в себя обязанность обеспечения третьим лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

6.1.2.5. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу без получения разрешения субъекта только на основании федеральных законов, устанавливающих цель, условия передачи персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат передаче.

6.2. Хранение персональных данных:

6.2.1. Под хранением персональных данных понимается обеспечение в неизменном виде на протяжении срока хранения записей в информационных системах и на материальных носителях, информации на бумажных носителях.

6.2.2. Персональные данные субъектов обрабатываются и хранятся в информационных системах, на отчуждаемых носителях, а также на бумажных носителях в Банке.

6.2.3. Хранение персональных данных на отчуждаемых носителях или бумажных носителях может осуществляться при условии, что носители персональных данных хранятся в местах с ограниченным доступом, доступ в которые могут получить лишь сотрудники Банка, в чьи должностные обязанности входит обработка персональных данных.

6.2.4. Хранение персональных данных субъекта осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных и может осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки, если иное не предусмотрено федеральными законами или соглашением с субъектом персональных данных и в соответствии с п. 5.5 подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

6.3. Сроки хранения персональных данных, обрабатываемых в Банке, оговорены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

6.4. В течение срока хранения персональные данные не могут быть обезличены или уничтожены. В случае необходимости могут создаваться обезличенные копии персональных данных.

7. Доступ к персональным данным

7.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в п. 9.2. Положения, в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных». Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

7.2. Доступ к персональным данным может быть предоставлен работникам Банка или иным уполномоченным лицам.

7.3. Доступ предоставляется с учетом возложенных на работника обязанностей в порядке, предусмотренном Инструкцией по предоставлении доступа к ресурсам информационной системы Банка.

7.4. Перед получением доступа работник Банка или иное уполномоченное Банком лицо должны быть ознакомлены с настоящим Положением, с правилами по обеспечению безопасности обработки персональных данных, а также иными законодательными и локальными актами, регулирующими порядок обработки персональных данных.

7.5. Лица, получившие доступ к персональным данным субъекта, обязаны использовать их лишь в целях, для которых сообщены персональные данные и обязаны соблюдать режим конфиденциальности обработки и использования полученной информации (персональных данных субъектов).

7.6. Порядок доступа работников Банка или иных лиц в помещения, в которых ведется обработка персональных данных, осуществляется на основании должностных обязанностей в рамках правил внутреннего распорядка и распоряжений о доступе в конкретные помещения Банка.

7.7. Доступ к персональным данным в виде отчетных форм и твердых копий может также предоставляться сотрудникам правоохранительных, налоговых органов, Банка России, Агентства по страхованию вкладов и других организаций, уполномоченных осуществлять контрольные и аудиторские функции в отношении Банка в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных действующим законодательством. Доступ к персональным данным указанным выше сотрудникам контролирующих органов предоставляется только на основании письменных документов, подписанных уполномоченным лицом контролирующего органа, исключающих возможность несанкционированного доступа к персональным данным.

8. Права и обязанности оператора персональных данных и права субъекта персональных данных

8.1.Банк вправе:

8.1.1. Отстаивать свои интересы в суде.

8.1.2. Предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством или соглашением, заключенным с субъектом персональных данных.

8.1.3. Отказать в предоставлении персональных данных в случаях, предусмотренных законом.

8.1.4. Использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях предусмотренных законом.

8.2. Банк обязан:

8.2.1. При сборе персональных данных предоставить информацию об обработке персональных данных (по запросу).

8.2.2. В случаях, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, уведомить субъекта.

8.2.3. При отказе в предоставлении персональных данных субъекту разъяснять последствия такого отказа.

8.2.4. Опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящему Положению.

8.2.5. Принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2.6. Давать ответы на запросы и обращения субъектов персональных данных, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в порядке и сроки, предусмотренные законом.

8.3. Субъект персональных данных вправе:

8.3.1. Иметь доступ к его персональным данным и сведениям, а также обращаться к Банку в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных».

8.3.2. Обжаловать действия или бездействия Банка.

9. Порядок работы с обращениями субъектов персональных данных и регуляторов

9.1. Обращения от субъектов персональных данных (или их законных представителей) по вопросам обработки их персональных данных принимаются Банком в письменном виде или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.

9.2 Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении в Банк информации, касающейся обработки его персональных данных в т.ч.:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании ФЗ «О персональных данных»;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен ФЗ «О персональных данных»;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных ФЗ «О персональных данных»;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

9.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с ФЗ «О персональных данных», в том числе если:

1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;

5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

9.4. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору в целях получения сведений, указанных в п.9.2. Положения, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока обработки персональных данных, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в п.9.1. Положения, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

9.5. Банк обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством, в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

10. Защита персональных данных

10.1. Под защитой персональных данных субъекта понимается комплекс мер (организационно-распорядительных, технических, юридических), направленных на предотвращение неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных субъектов, а также от иных неправомерных действий.

10.2. Защита персональных данных субъекта осуществляется за счёт Банка в порядке, установленном ФЗ «О персональных данных», стандартом и рекомендациями Банка России.

10.3. Ответственность за разработку и контроль мер по обеспечению безопасности персональных данных несет Управление мониторинга и контроля рисков.

10.4. Ответственность за разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также за уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных, о внесении изменений в сведения об операторе в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, о прекращении обработки персональных данных, несет Управление развития информационных технологий.

10.5. Банк при защите персональных данных субъектов принимает все необходимые организационно-распорядительные, юридические и технические меры, в том числе:

10.5.1. Антивирусная защита.

10.5.2. Анализ защищённости.

10.5.3. Обнаружение и предотвращение вторжений и несанкционированного доступа к персональным данным

10.5.4. Управление доступом.

10.5.5. Обеспечение целостности.

10.5.6. Шифровальные (криптографические) средства (при передаче данных за пределами контролируемого периметра).

10.5.7. Организация нормативно-методических локальных актов, регулирующих защиту персональных данных, в том числе и при обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях.

10.5.8. При обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях, в частности, при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных работники Банка исполняют требования, установленные «Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687.

10.5.9. Размещение информационной системы, специального оборудования, в которых ведется обработка персональных данных в помещениях, исключающих возможность несанкционированного проникновения, а также имеющих ограниченный доступ.

10.5.10. Ограничение доступа в помещения, в которых установлены серверы.

10.5.11. Обеспечение сохранности съемных носителей в сейфах.

10.5.12. Регистрация запросов пользователей на получение персональных данных, а также фактов предоставления персональных данных по этим запросам в электронных журналах, позволяющих осуществлять контроль за соответствием доступа полномочиям.

10.5.13. Восстановление модифицированных или уничтоженных в следствие несанкционированного доступа данных.

10.5.14. Установление обязательства лиц, имеющих доступ к персональным данным, по неразглашению этих данных.

10.5.15. Обучение работников Банка, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, настоящему Положению, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

10.5.16. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

11. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных

Работники Банка, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с внутрибанковскими нормативными документами и законодательством Российской Федерации.