19.12.2011

Энергосбережение дома: «распил» и инвестиции

РОСТОВ-ДОМ, 19.12.2011

В Торгово-промышленной палате Ростовской области состоялось вручение ростовским товариществам собственников жилья результатов выполненного энергоаудита эксплуатируемых объектов. Председатели смогли ознакомиться не только с общим состоянием многоквартирных домов, но и выданными рекомендациями в сфере энергосбережения. Акцию организовали банк «Центр-инвест» совместно с Международной финансовой корпорацией.

Ростовский банк «Центр-инвест» намерен освоить кредитную нишу энергосбережения в домах, предоставляя займы как собственникам жилья, так и ТСЖ или управляющим компаниям. Предлагаемое ноу-хау является альтернативой капитальному ремонту многоквартирных домов, на 95% финансируемому государством, в ходе которого теперь должны выполняться работы и по энергосбережению.

Одновременно на мероприятии присутствовали и фирмы, способные напрямую предложить собственникам жилья схожие коммерческие продукты. Таким образом, у желающих отремонтировать свой дом теперь есть несколько путей. Сегодня мы рассмотрим каждый из вариантов, а заодно — и попытаемся понять, к чему, так сказать, движемся.

Вариант I: ничего не делаем

Эксперты, собравшиеся в здании Торгово-промышленной палаты, в своем профессиональном кругу весьма негативно оценивают грядущие перспективы в жилищно-коммунальной отрасли. Из прозвучавших тезисов и суждений вывод напрашивается один — в не столь уж и далеком будущем немалая доля многоквартирных домов просто рухнет из-за отсутствия капремонта, первоочередные работы по энергосбережению связаны с наведением элементарного порядка.

— При нынешних тарифах долги в ЖКХ растут, предприятия не могут собрать платежи с населения, — констатирует заместитель директора департамента ЖКХ и энергетики Олег Заруба. — Ситуация может перерасти в системный кризис отрасли. Выход напрашивается один — снижать стоимость проживания путем выполнения в доме работ по энергосбережению.

Чем хуже жилье, тем зачастую дороже его эксплуатация, безденежье форсирует рост долгов за жилищно-коммунальные услуги, а долги ускорят дальнейшую разруху. Как было отмечено, средний возраст российского многоквартирного дома — 42 года. Как правило, он не переживал ни одного капремонта, не выполнялись в нем и работы по энергосбережению.

— Жилье строилось в советские времена, когда в принципе не предусматривалось какого-либо удорожания коммунальных ресурсов, — отмечает председатель городской ассоциации ТСЖ Сергей Атаманенко. — Разумеется, такая политика отразилась и на проектных решениях, и стройматериалах, используемых при строительстве домов, в которых практически не предусматривалось энергосбережения.

Вариант II: ждем милости от чиновников

По данным московских экспертов, только 7% российских многоквартирных домов были построены после 1995 года. Ныне царящее в кругах собственников настроение ждать обещанного в 1990-х годах государством капитального ремонта сродни надежде выиграть в лотерею. Поскольку, как бы ни пиарило государство Фонд содействия реформированию ЖКХ, реальный объем капремонта жилья, выполняемого в целом по стране, втрое ниже показателей начала 1980-х, когда ЖКХ уже нередко поминалось недобрыми словами.

— Средний срок службы зданий будет расти с учетом ввода в эксплуатацию новостроек, но бывшие советские дома продолжат стареть и деградировать, — прогнозирует грядущее развитие событий исполнительный директор московского Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. — Исключение составит, как правило, жилье бывших жилищно-строительных кооперативов, чьи собственники отличаются значительно более высоким уровнем добрососедства.

Похоже, ждущие положенной законом чиновничьей манны собственники приватизированных квартир в большинстве своем ее не получат. Им останется лишь недобрыми словами поминать популистские обещания конца 1990-х и пережить идентичный сценарий с группой собственников, избравших I вариант. Дождавшиеся же бюджетных средств столкнутся со следующими рисками:

  • Львиная доля средств будет разворована, на полноценный ремонт оставшихся денег не хватит. О колоссальном уровне коррупции и царящем «распиле» бюджетных денег (в том числе — направляемых ЖКХ) можно писать романы.
  • Ремонт выполнят гастарбайтеры, что-то они починят, а что-то — и сломают из-за низкой квалификации. Далеко не каждая из уважающих себя ремонтно-строительных фирм «связывается» с бюджетными деньгами по причине низкой оплаты, вынуждающей демпинговать на тендерных торгах. Недополучаемую прибыль можно пытаться компенсировать наймом дешевой рабсилы (а также воровством и приписками). При этом внедрение в доме передовых энергосберегающих материалов и технологий требует, наоборот, высокой квалификации.
  • Бюрократия превратит идею энергосбережения в доме в полную профанацию. Разговоры об организуемых на местах инициативных группах собственников, «принимающих» капремонт, выслушивание пожеланий жильцов накануне во многом являются блефом. У распределяющих деньги чиновников есть четкая инструкция, что «можно-нельзя», обычно противоречащая здравому смыслу.

Вариант III: обращаемся в банк

В случае привлечения частных кредитов оплата выполненных работ целиком и полностью ляжет на собственника жилья, но в идее есть и свои плюсы. Многие годами рассчитывают попасть в программу Фонда содействия реформированию ЖКХ, хотя за это время можно было бы успешно отремонтировать свой дом, сократив за счет выполненных работ по энергосбережению расходы на «коммуналку».

Полученная экономия отдается на погашение кредита банку. И возникает логичный вопрос: чем несколько лет обивать пороги чиновников, не проще ли взять кредит, окупить его за аналогичный отрезок времени, после чего выполненные мероприятия по энергосбережению резко снизят стоимость проживания в доме?

Возможно, ожидающий бюджетной манны соседний дом так и не получит финансирования. При этом его жильцы потратят аналогичные средства на «коммуналку» за счет потерь энергоресурсов. Кстати, чтобы взять банковский кредит, вовсе не обязательно быть собственником многоквартирного дома, можно брать деньги на энергетический ремонт в индивидуальном жилье, или, наоборот, отдельно взятой квартире, махнув рукой на разбитые окна в подъезде...

— Мы готовы кредитовать собственников жилья под 10–11% годовых, — говорит заместитель начальника отдела «Центр-инвеста» Сергей Смирнов. — Вообще, реализация государственных программ сильно сдерживает развитие рынка. Все ждут, когда дом отремонтируют за счет Фонда. Но количество банков, работающих в этой нише, все равно будет расти.

О величине кредитов, предоставляемых управляющим компаниям и ТСЖ, Сергей Смирнов не упоминал, но, надо думать, они повыше. Поскольку обычно с жилищных организаций нечего взять, а значит, слишком высок риск занимать им деньги. Именно поэтому сейчас в данной нише у банка нет конкурентов на нашем местном ростовском рынке.

К недостаткам можно отнести тот факт, что «Центр-инвест» занимает не собственные деньги, а привозные, заграничные. А это, разумеется, сказывается на их стоимости. Впрочем, аналогичное происхождение имеет большинство кредитных ресурсов, выдаваемых различными банками на различные цели.

Вариант IV: заключаем энергосервисный договор

В схеме Центр-инвеста в наибольшей степени смущает вариант кредитования управляющей компании. Последняя, идя на риски, безусловно, захочет получить собственную рентабельность и в результате жильцам уже придется платить двум посредникам (УК — банк — зарубежный источник). Но собственникам значительно проще брать кредиты напрямую, хотя если речь идет о ремонте общего имущества, не совсем понятно, под чьей подушкой хранить занятые деньги.

Еще один коммерческий вариант привлечения инвестиций в свой дом заключается в том, чтобы найти достаточно капитализированную управляющую компанию и заключить с ней энергосервисный договор. Суть идеи — фирма ремонтирует жилье, а в дальнейшем также за счет экономии окупает вложения и извлекает прибыль. Хотя пока большинство управляющих компаний располагают лишь десятью тысячами рублей уставного капитала, но есть и исключения.

— Растущие тарифы на энергоресурсы загоняют в тупик не только многих собственников жилья, но и управляющие компании, — говорит генеральный директор УК «Донские коммунальные инвестиции» Сергей Худяков. —— Многие существуют на грани разорения, поскольку управлять проблемным жильем в нынешних условиях убыточно. Реализация в доме мероприятий по энергосбережению позволяет диверсифицироваться, зарабатывая дополнительную прибыль, навести элементарный порядок, снизив эксплуатационные расходы.

При этом, по оценкам Сергея Худякова, дополнительным позитивным фактором выполнение мероприятий по энергосбережению в доме становится позитивное отношение жильцов к управляющей компании. Ощутив выгоду, они позволяют даже устанавливать соответствующий реалиям тариф на содержание и ремонт жилья — выше муниципального. Плюс — уже сейчас государство обязывает выполнять в домах энергосберегающие мероприятия:

— Мы намерены за счет собственных средств кредитовать обслуживаемые дома, реализуя проекты со средним сроком окупаемости до 5–7 лет, — добавляет Сергей Худяков. — Вообще, каждый из проектов надо рассчитывать индивидуально и, исходя из экономической целесообразности, выбирать источник финансирования, — Например, я бы не стал вкладывать деньги в утепление стен, приносящее в наших климатических условиях лишь 8% экономии при высокой себестоимости. Другое дело — оборудование, грамотно распределяющее внутри здания имеющиеся ресурсы.

Вариант V: комбинированный

— Первым делом необходимо реализовывать мероприятия, приносящие наибольшую экономическую эффективность, — считает Игорь Башмаков. — Это позволит заработать стартовый капитал на дальнейший ремонт дома, ведь энергосберегающий ремонт можно растянуть на несколько лет. При этом весьма интересную картину мы наблюдаем во многих домах: квартиры отремонтированы, а места общего пользования разбиты.

Между тем, с точки зрения инженерии, квартира и общее имущество являются единым техническим организмом, если речь идет не об освоении государственных средств, а инвестировании недвижимости, процесс целесообразно как-то скоординировать. В связи с чем, надо думать, в ремонт жилых помещений следует вкладывать средства жильцов, возможно занятые напрямую, мест общего пользования — управляющих компаний.

Что же касается денег Госкорпорации, их лучше задействовать в реализации различных «некоммерческих», но жизненно важных мероприятий, например, укреплении фундамента. Энергосбережение в доме — дело тонкое, требующее интеллектуальных усилий и своей природой противоречащее формализму.

 
 

ИЗ ПРАКТИКИ

Напоследок в качестве наглядных примеров внедрения энергосбережения за счет государственных и частных средств возьмем два дома:

1) г. Ростов-на-Дону, пер. Беломорский, 20 Г. Дом, активно рекламируемый министерством ЖКХ Ростовской области, где в ходе капитального ремонта выполнен комплекс работ по энергосбережению, включая утепление стен (соответственно, с установкой счетчиков, их последующим оснащением системой диспетчеризации, внедрением узлов, регулирующих потребление тепла). Это позволило, в частности, на 30–35% сократить потребление самого дорогого коммунального ресурса — тепловой энергии (50–60% платежей от общего расхода жильца на жилищно-коммунальные услуги). Стоимость одного утепления стен превысила 12 миллионов рублей (повезло же местному представительству одной зарубежной фирмы! — Авт.) при общей стоимости работ в 16 миллионов. Окупаемость внедренных панелей за 12 млн. руб. при нынешнем тарифе превышает 20 лет.

2) г. Шахты, ул. Строителей, 34 (ТСЖ «Восход»). В этом доме за счет средств собственников и привлеченного банковского кредита был реализован проект по установке автономной котельной стоимостью 1,5 миллиона рублей. В результате стоимость потребляемого в доме тепла снизилась с 50 рублей за 1 кв. метр (тариф на централизованное теплоснабжение) до 8 рублей, то есть более чем в 6 раз!

 
 
 

Логика собственника и бизнесмена: реализованный на Беломорском, 20 Г, проект, похоже, абсурден. Целесообразность внедрения элитного западного материала в ходе ремонта дома эконом-класса сродни приобретению золотой зажигалки для малоимущего. На имеющиеся 16 миллионов рублей можно «отсечь» от централизованного теплоснабжения 10 многоквартирных домов. Не дешевле ли установить 10 автономных котельных и продолжать обогревать атмосферу (тарифы на централизованную тепловую энергию в Ростове: «ЛУКОЙЛ-ТТК» — 15,53 руб./кв. м, «Теплокоммунэнерго» — 18,22 руб.), платя 8 рублей с кв. метра?

Логика чиновника: энергосбережение в доме на Беломорском, 20 Г, — идеальный вариант для очковтирательства перед вышестоящим начальством. От меня требуют снижать потребление энергии в многоквартирных домах, а установка автономной котельной не выведет здание на такие показатели. Меня не интересует, что внедрение элитного материала не окупится, поскольку двадцать лет спустя наступит пора нового капремонта. Меня не интересует, что в этом случае расходы жильцов на отопление окажутся более высокими. Меня не интересует и стоимость проекта: деньги не мои — государственные. К тому же «отсечение» одних объектов от централизованного теплоснабжения может повлечь рост стоимости тарифа в оставшихся домах. А накануне выборы, вдруг не за тех проголосуют?


Оформить кредит «Интернет-Банк»
для физических лиц
Онлайн перевод
с карты на карту *

* сервис предоставляется на сайте партнера АО «СКЛ»

«Клиент-Банк»
для юридических лиц

Курсы наличной валюты

с 25.05.2018 года
валюта покупка продажа
USD  1 61.00 62.60
EUR  1 71.40 73.00
GBP  1 81.70 83.80
CHF  1 61.50 63.60
CNY  10 88.20 101.20
Курсы валют для операций с банковскими картами »

*установлены для головного офиса банка, курсы могут отличаться в других подразделениях банка
*Для карт «Универсальная», «Премиальная» и «Эксклюзивная».

Положение об обработке персональных данных ПАО КБ «Центр-инвест»

г. Ростов-на-Дону

2017 г.

1. Термины и определения

1.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных/субъекту).

1.2. Оператор персональных данных (оператор) — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными. В рамках данного положения оператором является ПАО КБ «Центр-инвест» (далее — Банк).

1.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

1.4. Конфиденциальность персональных данных — обязательное для соблюдения оператором или иными лицами, получившими доступ к персональным данным, требование не раскрывать их третьим лицам и не допускать их распространения без согласия субъекта или иного законного основания.

1.5. Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

1.6. Использование персональных данных — действия (операции) с персональными данными, совершаемые работником Банка в целях принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении субъектов либо иным образом затрагивающих их права и свободы или права и свободы других лиц.

1.7. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

1.8. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

1.9. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.

1.10. Общедоступные персональные данные — персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности.

1.11. Информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

1.12. Информационная система персональных данных Банка — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2. Общие положения

2.1. Настоящее Положение об обработке персональных данных (далее — Положение) разработано в соответствии Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. (далее — ФЗ «О персональных данных»), а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных.

2.2. Цель разработки Положения — определение порядка обработки персональных данных всех субъектов персональных данных, данные которых подлежат обработке, на основании полномочий оператора; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, установление ответственности оператора по их охране и защите.

2.3. Порядок ввода в действие и изменения Положения.

2.3.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест» и действует бессрочно, до его отмены или замены его новым Положением.

2.3.2. Изменения в Положение утверждаются Председателем Правления ПАО КБ «Центр-инвест».

2.4. Состав персональных данных, цели и сроки их обработки в Банке представлены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

3. Сбор, создание и обработка персональных данных

3.1. Порядок получения (сбора) персональных данных:

3.1.1. Все персональные данные субъекта следует получать у него лично с его письменного согласия, кроме случаев, определенных в п. 3.1.5.2.- 3.1.5.4. настоящего Положения.

Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

3.1.2. Письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных должно включать:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено ФЗ «О персональных данных»;

9) подпись субъекта персональных данных.

3.1.3. Согласие субъекта на обработку его персональных данных действует на период до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих указанную информацию, определяемых в соответствии с законом РФ.

3.1.4.1 В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает законный представитель субъекта персональных данных.

3.1.4.2. В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.

3.1.4.3. Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, прямо указанных в ФЗ «О персональных данных», или оснований, предусмотренных действующим законодательством.

3.1.4.4. Если персональные данные субъекта возможно получить только у третьей стороны до начала обработки таких персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

1) наименование и адрес оператора или его представителя;

2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

3) предполагаемые пользователи персональных данных;

4) права субъекта персональных данных;

5) источник получения персональных данных.

3.1.4.5. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные п. 3.1.4.4 Положения, в случаях, если:

1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

2) персональные данные получены оператором на основании ФЗ «О персональных данных» или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;

4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

5) предоставление субъекту персональных данных сведений, предусмотренных п. 3.1.4.4 Положения, нарушает права и законные интересы третьих лиц.

3.1.4.6. Третье лицо, предоставляющее персональные данные субъекта, должно обладать согласием субъекта на передачу его персональных данных Банку. Банк обязан при взаимодействии с третьими лицами заключить с ними соглашение о конфиденциальности информации, касающейся персональных данных субъектов.

3.1.5. Обработка персональных данных осуществляется:

3.1.5.1. С согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

3.1.5.2. В случаях, когда обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения Банком возложенных законодательством РФ функций, полномочий и обязанностей.

3.1.5.3. В случаях, когда осуществляется обработка общедоступных персональных данных.

3.1.5.4. В иных случаях, предусмотренных ФЗ «О персональных данных».

3.1.6. Банк не имеет права получать и обрабатывать персональные данные субъекта о его расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни.

3.2. Порядок обработки персональных данных:

3.2.1. Субъект персональных данных предоставляет работнику Банка, ответственному за осуществление банковских операций и сделок, а также иных операций, предусмотренных уставной и хозяйственной деятельностью Банка достоверные сведения о себе.

3.2.2. На основании полученной информации сотрудник Банка проверяет наличие данных субъекта в информационной системе персональных данных. Если субъект отсутствует в информационной системе персональных данных, то сотрудник заносит полную информацию о субъекте, после получения согласия последнего. В случае наличия информации о субъекте в информационной системе — сверяет данные с ранее предоставленными (при необходимости вносит соответствующие изменения).

3.2.3. Обработка персональных данных субъекта может осуществляться исключительно в целях обеспечения предусмотренной уставом деятельности в рамках заключенных с клиентами договоров, осуществления трудовых и гражданско-правовых отношений на условиях соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов.

3.2.4. При определении объема и содержания, обрабатываемых персональных данных Банк должен руководствоваться требованиями Центрального Банка Российской Федерации, ФСБ России, ФСТЭК России и иных контролирующих органов, уполномоченных на осуществление этих функций в соответствии с законодательством РФ, Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О персональных данных», Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;

4. Обезличивание персональных данных

4.1. Операция обезличивания персональных данных субъекта необратима.

4.2. При работе со сторонними разработчиками программного обеспечения Банк обязан обеспечить конфиденциальность в отношении персональных данных при необходимости проведения испытаний информационных систем как на территории разработчика, так и на территории Банка (очно или удаленно) и произвести обезличивание копий персональных данных в информационных системах, доступ к которым предоставляется разработчику.

5. Уничтожение персональных данных

5.1. При уничтожении персональных данных субъекта работники Банка не могут получить доступ к персональным данным субъекта в информационных системах.

5.2. Бумажные носители документов при уничтожении персональных данных уничтожаются, персональные данные в информационных системах обезличиваются. Персональные данные восстановлению не подлежат.

5.3. Операция уничтожения персональных данных необратима.

5.4. Уничтожение персональных данных производится по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении

5.5. Срок, после которого производится операция уничтожения персональных данных субъекта, определяется окончанием срока указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, если иное не определено соглашением с субъектом персональных данных или требованиями действующего законодательства.

6. Передача и хранение персональных данных

6.1. Передача персональных данных:

6.1.1. Под передачей персональных данных субъекта понимается распространение информации по каналам связи и/или на материальных носителях.

6.1.2. При передаче персональных данных работники Банка должны соблюдать следующие требования:

6.1.2.1. Не сообщать персональные данные субъекта в коммерческих целях третьим лицам и организациям. Обработка персональных данных субъектов в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи не допускается, если иное не предусмотрено соглашением с клиентом.

6.1.2.2. Осуществлять передачу персональных данных субъектов в пределах Банка в соответствии с настоящим Положением, нормативно-технологической документацией и должностными инструкциями.

6.1.2.3. Передавать персональные данные субъекта его представителям в порядке, установленном законодательством и нормативно-технологической документацией и ограничивать эту информацию только теми персональными данными субъекта, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функции.

6.1.2.4. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу только при наличии разрешения субъекта, при этом договор, на основании которого осуществляется передача, должен включать в себя обязанность обеспечения третьим лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

6.1.2.5. Осуществлять передачу персональных данных для обработки третьему лицу без получения разрешения субъекта только на основании федеральных законов, устанавливающих цель, условия передачи персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат передаче.

6.2. Хранение персональных данных:

6.2.1. Под хранением персональных данных понимается обеспечение в неизменном виде на протяжении срока хранения записей в информационных системах и на материальных носителях, информации на бумажных носителях.

6.2.2. Персональные данные субъектов обрабатываются и хранятся в информационных системах, на отчуждаемых носителях, а также на бумажных носителях в Банке.

6.2.3. Хранение персональных данных на отчуждаемых носителях или бумажных носителях может осуществляться при условии, что носители персональных данных хранятся в местах с ограниченным доступом, доступ в которые могут получить лишь сотрудники Банка, в чьи должностные обязанности входит обработка персональных данных.

6.2.4. Хранение персональных данных субъекта осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных и может осуществляться не дольше, чем этого требуют цели обработки, если иное не предусмотрено федеральными законами или соглашением с субъектом персональных данных и в соответствии с п. 5.5 подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

6.3. Сроки хранения персональных данных, обрабатываемых в Банке, оговорены в «Перечне персональных данных, обрабатываемых в ОАО КБ «Центр-инвест».

6.4. В течение срока хранения персональные данные не могут быть обезличены или уничтожены. В случае необходимости могут создаваться обезличенные копии персональных данных.

7. Доступ к персональным данным

7.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в п. 9.2. Положения, в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных». Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

7.2. Доступ к персональным данным может быть предоставлен работникам Банка или иным уполномоченным лицам.

7.3. Доступ предоставляется с учетом возложенных на работника обязанностей в порядке, предусмотренном Инструкцией по предоставлении доступа к ресурсам информационной системы Банка.

7.4. Перед получением доступа работник Банка или иное уполномоченное Банком лицо должны быть ознакомлены с настоящим Положением, с правилами по обеспечению безопасности обработки персональных данных, а также иными законодательными и локальными актами, регулирующими порядок обработки персональных данных.

7.5. Лица, получившие доступ к персональным данным субъекта, обязаны использовать их лишь в целях, для которых сообщены персональные данные и обязаны соблюдать режим конфиденциальности обработки и использования полученной информации (персональных данных субъектов).

7.6. Порядок доступа работников Банка или иных лиц в помещения, в которых ведется обработка персональных данных, осуществляется на основании должностных обязанностей в рамках правил внутреннего распорядка и распоряжений о доступе в конкретные помещения Банка.

7.7. Доступ к персональным данным в виде отчетных форм и твердых копий может также предоставляться сотрудникам правоохранительных, налоговых органов, Банка России, Агентства по страхованию вкладов и других организаций, уполномоченных осуществлять контрольные и аудиторские функции в отношении Банка в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в иных случаях предусмотренных действующим законодательством. Доступ к персональным данным указанным выше сотрудникам контролирующих органов предоставляется только на основании письменных документов, подписанных уполномоченным лицом контролирующего органа, исключающих возможность несанкционированного доступа к персональным данным.

8. Права и обязанности оператора персональных данных и права субъекта персональных данных

8.1.Банк вправе:

8.1.1. Отстаивать свои интересы в суде.

8.1.2. Предоставлять персональные данные субъектов третьим лицам, если это предусмотрено действующим законодательством или соглашением, заключенным с субъектом персональных данных.

8.1.3. Отказать в предоставлении персональных данных в случаях, предусмотренных законом.

8.1.4. Использовать персональные данные субъекта без его согласия, в случаях предусмотренных законом.

8.2. Банк обязан:

8.2.1. При сборе персональных данных предоставить информацию об обработке персональных данных (по запросу).

8.2.2. В случаях, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных, уведомить субъекта.

8.2.3. При отказе в предоставлении персональных данных субъекту разъяснять последствия такого отказа.

8.2.4. Опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящему Положению.

8.2.5. Принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2.6. Давать ответы на запросы и обращения субъектов персональных данных, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в порядке и сроки, предусмотренные законом.

8.3. Субъект персональных данных вправе:

8.3.1. Иметь доступ к его персональным данным и сведениям, а также обращаться к Банку в порядке, установленном разделом 9 Положения и ФЗ «О персональных данных».

8.3.2. Обжаловать действия или бездействия Банка.

9. Порядок работы с обращениями субъектов персональных данных и регуляторов

9.1. Обращения от субъектов персональных данных (или их законных представителей) по вопросам обработки их персональных данных принимаются Банком в письменном виде или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.

9.2 Субъект персональных данных имеет право на получение при обращении в Банк информации, касающейся обработки его персональных данных в т.ч.:

1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании ФЗ «О персональных данных»;

5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен ФЗ «О персональных данных»;

6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных ФЗ «О персональных данных»;

8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

10) иные сведения, предусмотренные ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

9.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с ФЗ «О персональных данных», в том числе если:

1) обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

2) обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;

5) обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

9.4. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору в целях получения сведений, указанных в п.9.2. Положения, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока обработки персональных данных, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в п.9.1. Положения, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

9.5. Банк обязан сообщить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию, предусмотренную действующим законодательством, в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

10. Защита персональных данных

10.1. Под защитой персональных данных субъекта понимается комплекс мер (организационно-распорядительных, технических, юридических), направленных на предотвращение неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных субъектов, а также от иных неправомерных действий.

10.2. Защита персональных данных субъекта осуществляется за счёт Банка в порядке, установленном ФЗ «О персональных данных», стандартом и рекомендациями Банка России.

10.3. Ответственность за разработку и контроль мер по обеспечению безопасности персональных данных несет Управление мониторинга и контроля рисков.

10.4. Ответственность за разработку и реализацию мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также за уведомление уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о намерении осуществлять обработку персональных данных, о внесении изменений в сведения об операторе в реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных, о прекращении обработки персональных данных, несет Управление развития информационных технологий.

10.5. Банк при защите персональных данных субъектов принимает все необходимые организационно-распорядительные, юридические и технические меры, в том числе:

10.5.1. Антивирусная защита.

10.5.2. Анализ защищённости.

10.5.3. Обнаружение и предотвращение вторжений и несанкционированного доступа к персональным данным

10.5.4. Управление доступом.

10.5.5. Обеспечение целостности.

10.5.6. Шифровальные (криптографические) средства (при передаче данных за пределами контролируемого периметра).

10.5.7. Организация нормативно-методических локальных актов, регулирующих защиту персональных данных, в том числе и при обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях.

10.5.8. При обработке в Банке персональных данных на бумажных носителях, в частности, при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных работники Банка исполняют требования, установленные «Положением об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 687.

10.5.9. Размещение информационной системы, специального оборудования, в которых ведется обработка персональных данных в помещениях, исключающих возможность несанкционированного проникновения, а также имеющих ограниченный доступ.

10.5.10. Ограничение доступа в помещения, в которых установлены серверы.

10.5.11. Обеспечение сохранности съемных носителей в сейфах.

10.5.12. Регистрация запросов пользователей на получение персональных данных, а также фактов предоставления персональных данных по этим запросам в электронных журналах, позволяющих осуществлять контроль за соответствием доступа полномочиям.

10.5.13. Восстановление модифицированных или уничтоженных в следствие несанкционированного доступа данных.

10.5.14. Установление обязательства лиц, имеющих доступ к персональным данным, по неразглашению этих данных.

10.5.15. Обучение работников Банка, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, настоящему Положению, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

10.5.16. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

11. Ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных

Работники Банка, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с внутрибанковскими нормативными документами и законодательством Российской Федерации.